Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 ноября 2014 г.

Башня Свободы: движение в сторону будущего

 

Крупнейший город США обрел новый архитектурный символ.


4 ноября этого года в Нью-Йорке открылось главное здание Мирового торгового центра на месте трагически уничтоженных в результате теракта 11 сентября 2001 года башен-близнецов.
Проект, обошедшийся в 3,9 миллиардов долларов, осуществился усилиями архитектурной фирмы Scidmore, Owings and Merill (SOM). Новое здание носит гордое название «Башня Свободы» и возвышается на том же месте, где до теракта стояли башни-близнецы архитектора Минору Ямасаки.



К этому открытию Америка готовилась целых 13 лет. В 2002 году был объявлен конкурс на проект генерального плана нового Мирового торгового центра, победу на котором одержал архитектор Даниэль Либескинд, автор Еврейского музея в Нью-Йорке.
Проект Либескинда должен был вдохнуть новую жизнь в пространство, для всех американцев ставшее символом боли. Новый проект был настолько ответственным, что долгое время не утихали споры, стоит ли вообще возводить новые башни. Однако архитектор верил, что возможно создать такой проект, который позволит преодолеть страшные воспоминания. Видение того, каким должен быть новый торговый центр, по словам самого Либескинда, пришло к нему, когда он побывал на месте трагедии, спустился внутрь котлована, вырытого под одним из упавших зданий, и обнаружил стену, сохранившуюся после трагедии. Либескинд вдруг вспомнил свой приезд в Америку, когда он подростком-эмигрантом прибыл сюда на борту корабля и впервые увидел факел Статуи Свободы.



Для самого высокого здания в комплексе Либескинд выбрал символичную высоту – 1776 футов (541 метр) – год подписания декларации независимости США. Визуально здание напоминало силуэт Статуи Свободы с поднятым вверх факелом. Деконструктивистские изломы линий и нагромождения форм – если бы здание построили в таком виде, оно должно было бы стать образцом победы возвышенной и свободной человеческой мысли над приземленным прагматизмом. Как оказалось в дальнейшем, мечтам не всегда суждено исполниться.




Строительство башни началось уже в 2006 году, но на этот момент Либескинд практически был отстранен от участия в проекте. Ларри Сильверстейн, арендатор территории и ее девелопер, нанял своего любимого архитектора Дэвида Чайлдса, работающего в фирме SOM. Чайлдс изменил первоначальный план Либескинда до неузнаваемости. Он удлинил пропорции здания, убрал авангардный шпиль и заменил его на классический прямой – как утверждалось, из соображений безопасности.
В результате от первоначального замысла Либескинда осталась только символичная высота в 1776 футов. Спустя некоторое время смирившийся со своим положением Либескинд говорил, что редизайн его плана был неизбежен, и ему глупо было бы надеяться сохранить его в неприкосновенности.


Здание Чайлдса – образец традиционной нью-йоркской архитектуры. Башня водружена на массивную бетонную платформу, спроектированную как будто для того, чтобы отражать возможные атаки террористов. Некоторые критики успели высказаться, что массивное основание башни, скорее, выражает страх за собственную безопасность, нежели создает ощущение свободы. Вместо асимметрии Либескинда перед нами предстал устойчивый и прямолинейный колосс. Вся романтика и ощущение полета ушла вместе с Либескиндом. Чайлдс в одном из интервью сказал, что все, кто работал над проектом, понимали, что новое здание Башни Свободы послужит своеобразным символом. Но при строительстве здания, где будут работать люди, эстетические мотивы должны были уступить прагматизму.



Коротко о самом здании. Большая часть элементов архитектурного сооружения и внутренней отделки создана из переработанных материалов. Высота обшитых белым мрамором стен лобби на первом этаже составляет 16,5 метров. Оконные панели на верхних этажах занимают пространство от потолка до пола.


Помимо Башни Свободы и пяти соседних башен, реконструированный комплекс Мирового торгового центра включает мемориал и музей, посвященные жертвам трагедии 11 сентября. Автор мемориала израильский архитектор Майкл Арад создал два бассейна, по стенам которых непрерывно стекает вода.
 


Безусловно, несмотря на закономерно сопровождающие любой грандиозный проект скандалы и подковерные игры, новое здание Мирового торгового центра возвращает американцам веру в возможность оправиться от удара, нанесенного им 13 лет назад. Для всего же остального мира это – очередное напоминание о том, что никакие идеи и идеологии не стоят жизней невинных людей, и что лишь созидание, а не разрушение движет человечество вперед. Еще одна подземная часть комплекса, станция метро, так же как и все остальное в нем, имеет символическое значение – движение в сторону будущего.


Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта