Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
19 марта 2015 г.

Архитектурный юмор советского периода

Архитектурный юмор советского периода
 

BERLOGOS побывал в Москве на выставке «Штрихом по форме» и узнал, как шутили архитекторы в XX веке.


Летящий на жар-птице Алексей Щусев, Борис Иофан в позе статуи «Рабочий и колхозница», Иван Жолтовский на ступенях «Афинской школы» – изображенными так нестандартно этих и других классиков советской архитектуры можно увидеть только здесь. Обаятельные, запоминающиеся, с улыбкой и озорным взглядом, они предстают перед зрителем не только как деятели эпохи, но и как живые люди с характером и душой.


 


В одной экспозиции сотрудникам Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева удалось собрать самый разнообразный материал на тему юмора в архитектурной среде. Тут и дружеские шаржи, и ироничные рисунки, и веселые карикатуры, и стихи – все, что говорит о профессиональной способности замечать в жизни контрасты и схватывать самую суть явления. Образное видение мира и умение взять идею на карандаш сыграли важную роль в создании юмористических набросков, многие из которых представляют самостоятельную художественную ценность.


М.А. Минкус. Шарж на супругу, Л.В. Варзар


А.Ф. Хряков. Рисунок


А.Ф. Хряков. Рисунок

Выставка содержит также снабженные комментариями фотографии архитекторов и их наиболее известных построек. Это формирует целостное представление о выдающихся зодчих и особенностях советской архитектуры 1920-1950 гг.

Вот коллега по цеху запечатлел знаменитого А.В. Щусева в молдавском национальном костюме и в шляпе, похожей на ту, которую академик носил в реальности. Шарж, с одной стороны, намекает, что архитектор родился и вырос в Молдавии, а с другой – указывает на национальную тему, которую он мастерски интерпретировал в своих работах. «Молодым зодчим следует заимствовать от славных народных мастеров их вдохновение и мастерство, – говорил архитектор, – но при этом... воздерживаться от слепого копирования, неспособного выделить из прошлого его прогрессивные, живые черты». Алексей Викторович изображен на сказочной жар-птице, олицетворяющей бессмертие, – так символически показана значимость его вклада в историю отечественной архитектуры.


Р.И. Семерджиев. Шарж на А.В. Щусева. Фрагмент

В 1934 году архитектор М.А. Минкус и технолог-инженер Л.Н. Давидович создают проект грандиозного сооружения – гаража автобазы ЦИК и ВЦИК. После того, как о нем рассказала «Архитектурная газета», появился и шарж – «копия» письма в редакцию, в котором автор пишет, что «под впечатлением от... проекта гаража автобазы ЦИК и ВЦИК» он предлагает «проект обогащения современного «коробочного» автомобиля в духе проекта гаража, на основе освоения наследия прошлого». На рисунке – машина с портиками, водостоком и «спецводителем» в шлеме римского легионера.



Неизвестный автор. Дружеский шарж на проект М.А. Минкуса. Фрагмент


«Архитектурная газета», 1935. Приложение к №14. Фрагмент

Про мастерскую-школу И.В. Жолтовского , существовавшую в 1940-1950 гг., рассказывает целый «цикл» смешных зарисовок: стенгазета «За социалистический реализм» с говорящей подписью: «И в тесноте, и в обиде», две карикатуры – «С Новым годом!» и «И.В. Жолтовский и члены его мастерской идут по Красной площади вдоль Кремлевской стены» и, конечно, великолепный шарж под названием «Военпроектовская школа» – шуточное подражание Рафаэлю и его «Афинской школе», на которой изображены древние философы. Именно такая реминисценция не случайна. Известно, что Жолтовский преклонялся перед Италией. В ранней юности он собирался стать математиком или инженером, но отец сделал ему подарок – отправил путешествовать. Итальянская архитектура и живопись так потрясли юношу, что он навсегда связал свою судьбу с архитектурой.


Стенгазета «За социалистический реализм». Фрагмент


И.С. Телятников. Карикатура «С Новым годом!». Члены мастерской в новогоднюю ночь идут работать, над ними нависла тень Жолтовского


Неизвестный автор. Карикатура «И.В. Жолтовский и члены его мастерской идут по Красной площади вдоль Кремлевской стены»


И.С. Телятников, Б.Г. Бархин. Дружеский шарж «Военпроектовская школа». Фрагмент

Есть здесь карикатура и на самого мастера. Рядом с ней – фотография Жолтовского на даче. На обороте снимка сохранилась надпись: «Он говорит: Ну да! Посмотрите, как построено дерево, Спасская башня! Все облегчается кверху».


Карикатура на И.В. Жолтовского. Вырезка из газеты


Архитектор И.В. Жолтовский на даче. Фото, 1939

Л.В. Руднев – один из ведущих практиков сталинской архитектуры, главный автор комплекса зданий Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах (совместно с С.Е. Чернышевым, П.В. Абросимовым, А.Ф. Хряковым и инженером В.Н. Насоновым). Этот лукаво подмигивающий человек на картине – и есть Лев Владимирович. Мало того – это еще и «Автопортрет в узорчатой шапочке». Коллеги архитектора описывали его так: «...Характерная фигура, мощный, зычный голос... небрежность в одежде, подчас нарочитая грубоватость в манерах обращения и, вместе с тем, горячность и неиссякаемая любовь к архитектуре и искусству». Руднев не любил «аккуратных» и «чистеньких» чертежей. Особенно возмущало его, когда какой-нибудь студент в Академии художеств, где он преподавал, начинал перечерчивать чертеж «начисто». Тогда, как вспоминают товарищи по цеху, «он часто сам брал в руки... кисть или губку, требовал большое количество воды и демонстрировал, как надо смывать неудавшуюся часть чертежа, приводя в трепет своими энергичными движениями и обилием льющейся на пол воды ошеломленных студентов».


Л.В. Руднев. Автопортрет в узорчатой шапочке

Дружеский шарж на Б.М. Иофана и его мастерскую гласит:

Удался павильон отлично!
Настолько сделан динамично,
Что сам он рвется в облака.
Летим в Париж. Пока! Пока!


Речь идет, конечно же, о советском павильоне для Международной выставки 1937 года в Париже. Борис Иофан – в позе рабочего из скульптурной композиции В.И. Мухиной, а архитекторы его мастерской – пассажиры внутри павильона-самолета, уверенно и стремительно взявшего курс на Париж. Народный художник СССР С.Д. Меркуров вспоминал: «Ведь это был самый лучший павильон на Парижской выставке. Мне говорили люди, которые были в Америке и в Париже, – там думали, что будет бревенчатое здание и оттуда с ножом в руках выйдет громадный всклокоченный «большевик». А было построено такое замечательное здание, и оттуда вышли новые люди, которые миру сказали новое слово».


Неизвестный автор. Дружеский шарж на Б.М. Иофана и его мастерскую

Большая часть экспозиции – творчество студентов Московского архитектурного института: шаржи на преподавателей и сокурсников, стенгазеты, рисованный диафильм «Остров Буян» на тему студенческой жизни и многое другое. Сама выставка названа по имени юмористического журнала «Штрихом по форме» , выпускавшегося в 1950-х годах в МАРХИ. Экспозиция дополнена записями выступлений легендарного сатирического ансамбля – мужского хора архитекторов «Кохинор» и женского «Рейсшинка» , созданного в 1953 году в институте «Моспроект» и просуществовавшего более 50 лет.


Страница из студенческого юмористического журнала «Штрихом по форме»


Стенгазета МАРХИ «За архитектурные кадры» к Новому 1969 году


Рисованный диафильм «Остров Буян». МАРХИ. Студентка Бэлла Голуб работает над проектом. Подпись: «Не сидит никто без дела. / Ель в лесу. Под елью Бэла. / Бэла песенки поет / И проекты выдает».

Фокусной точкой этой необычной выставки можно назвать шарж на участников I-го Всесоюзного съезда архитекторов 1937 года , выполненный известным советским художником-графиком К.П. Ротовым. Рисунок был напечатан в журнале «Крокодил» и снабжен ироничными, но беззлобными «намеками на вкусы, слабости, уклоны и симпатии нижеперечисленных мастеров». Предлагаем вам почитать эти смешные комментарии, в которых точно подмечены профессиональные интересы ведущих архитекторов того времени.


К.П. Ротов. Жарж на участников I-го Всесоюзного съезда архитекторов 1937 года

«В левом верхнем углу мы наблюдали творческое содружество академика архитектуры Щуко и профессора Гельфрейха. Эти два зодчих, в совместной деятельности опираясь на классику (стиль ренессанс), пытаются оную классику сочетать с американскими небоскребами. Направо от Щуко и Гельфрейха стоит их сотоварищ по проекту Дворца советов – архитектор Иофан. Стоит он в позе, которую сам же он (совместно со скульптором Мухиной) присвоил статуе, завершающей советский павильон на Парижской выставке. А под левым небоскребом, чуть пониже левого угла, расположился профессор Колли. Он страсть как любит круглые окна а ля иллюминатор или а ля пуговица. Ну, таким его здесь и изобразили.

Еще ниже – братья Веснины. Архитекторы-стеклодувы, поскольку в домах по проектам Весниных стекла идет больше, чем кирпича. Рядом профессор Голосов. Тоже стекольщик. Т.е. любитель стекла. Т.е. любитель окна, как стены, а стены, как окна. А наверху, слева, – академик архитектуры Щусев, первый среди наших архитекторов печальник о строительных деталях: о ручках, дверях, шпингалетах, кранах, обоях. Академик Щусев понимает, что не едиными стенами жив человек. И правильно понимает! Справа от Щусева весь рисунок прорезал маститый ревнитель архитектурной классики – академик архитектуры Жолтовский. Действительно, если уж заниматься колоннами, так давайте заниматься ими по Жолтовскому. У Жолтовского колонна идет исправная, стиля чистого, пропорций правильных...

В правом верхнем углу архитектор Буров держит в руках дом, воздвигнутый по его проекту на улице Горького (угол Благовещенского переулка). Как видите, дом этот в стиле «коммод-ренессанс». И его вышивает гладью художник Фаворский со своими учениками. А как раз под ними изображен профессор Гинзбург, автор проекта дома «Известий ЦИК». Этот проект уже в стиле ТЭЖЭ, пудреница – слева, флакон – справа, гребешок – посередине. И, наконец, архитектор Мельников на себе лично пробует те методы, какими он пользовался в своих проектах (клуб имени Русакова, клуб завода «Каучук» и др.), т.е. стоит вверх ногами».

Выставка «Штрихом по форме» по-новому раскрывает масштаб личности и индивидуальные черты каждого из архитекторов советской эпохи, погружает в особенную атмосферу «архитектурного» образа жизни, когда и работа, и отдых, и увлечения – все подчинено одному большому призванию. Если вам близко такое отношение к профессии, поспешите посетить экспозицию, которая будет открыта до 1 апреля 2015 года.



Фото: Дарья Филиппова

Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта