Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 августа 2015 г.

Архитектурная дуэль в Париже

 

Ренцо Пиано VS Фрэнк Гери.



Фабьен Белла – доктор истории искусств (Университет Париж Х), научный сотрудник Высшей национальной школы архитектуры в Версале.

Культура часто является заложником тщеславия олигархов. К худшему и к лучшему, два знаменательных культурных фонда недавно открылись в Париже. Несмотря на одну и ту же общую цель, здания настолько различны (в частности, из-за личностей авторов проектов), что в определенном смысле это служит причиной своего рода архитектурной дуэли во французской столице – как в кино Серджио Леоне. Фрэнк Гери ответственен за Фонд Vuitton, а Ренцо Пиано – за Фонд Pathé.

Во Франции здание Vuitton хвалили как шедевр.… Но, поскольку компания имеет большую власть над французской прессой, эти восторженные комментарии кажутся не слишком искренними. Архитекторы, в основном, предпочитали осторожно молчать или быть слегка критичными. На самом деле, здание производит двоякое впечатление: оно и восхитительно, и нелепо. Так как постройка довольно эффектна, она имеет некоторый эффект бравады. Но в качестве музея это здание, безусловно, представляется худшим. В этой роли оно совершенно не эффективно, даже не в состоянии правильно показать произведения искусства, для экспозиции которых оно должно было быть использовано. Вместо этого музей выглядит огромным ювелирным изделием, сияющим, как реки алмазов, неожиданно сбежавшим из хранилища Швейцарского банка.



Несмотря на истинный талант Фрэнка Гери, архитектор кажется великим шеф-поваром, уставшим от постоянного повторения своего знаменитого рецепта для напыщенных и лишенных творческого мышления клиентов. Не заблуждайтесь: Фонд Vuitton удивительно хорошо построен, и это, вероятно, непоколебимое доказательство способностей строителей. Однако архитектурная идея безнадежно изношена. Агитация – ключевое слово: несколько вымученных стеклянных крыльев, охватывающих ядро строения внутри, кажутся отчаянным побегом. Очевидно Vuitton – вид холдинговой компании, считавшей, что, нанимая звездного архитектора, построившего в прошлом музей Гуггенхайма в Бильбао и концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, она станет покровителем искусства. Может быть, некоторые дураки считают это сказкой, но более смышленые люди видят в этом только высокомерную власть денег, приводящую к созданию трагической архитектурной пародии.



Таким образом, когда другая большая компания хочет потратить несколько миллионов на возведение действительно полезного и хорошо спроектированного здания, это своего рода исключение из правил. Здание Фонда Pathé, задуманное Ренцо Пиано, – это как пир во время чумы. Как и Gaumont, Pathé является одной из старейших киностудий: она была создана в 1896 году и по-прежнему работает. Pathé хотели найти в центре Парижа место, подходящее для того, чтобы показать там подборку своих архивов (плакатов, производственных документов, камер и пр.) и, кроме того, чтобы использовать его в качестве площадки в специализированной библиотеке кино – для работы исследователей, а также для демонстрации исторических фильмов. Не слишком удивительная музейная программа. Однако Pathé удалось обнаружить в Париже старый заброшенный кинотеатр: строительство нового объекта с сохранением фасада (единственной части, оставшейся от скромного здания XIX века) было тонким способом дать новую жизнь месту, полному кинематографических воспоминаний. И здесь был выбран архитектор, достигший большой международной славы благодаря проектированию зданий музеев и культурных центров. Действительно, Ренцо Пиано имеет многолетний опыт: Центр Помпиду (Франция, 1977), Музей Менил (США, 1986), Фонд Байелер (Швейцария, 1997), Культурный центр Тжибау (Французская Новая Каледония, 1998), Центр Пауля Клее (Швейцария, 2005), расширение Чикагского художественного института (США, 2009).



Наличие квалифицированного архитектора было обязательным: после узкого входа следует пространство шириной всего 16 м, полностью находящееся в окружении типичных османских каменных домов. Играя с архитектурными клише XIX века, Ренцо Пиано в первых чертежах проекта выбрал идею купола. Но это не церковный купол и не купол железнодорожной станции с барабаном и множеством украшений, а купол абстрактный, с алюминиевой внешней оболочкой, похожий больше на раковину моллюска, чем на «техногенное святилище».




Место, выбранное под постройку, не позволило соблюсти симметрию, и это помогло команде Пиано спроектировать асимметричную форму из бетона, органически вырастающую между домами. Известный французский архитектор 1930-х гг. Мишель Ру-Шпиц сказал, что будущая архитектура может стать менее «позвоночной» и присоединиться к семье ракообразных… Бесспорно, Фонд Pathé имеет это органическое качество, часто утверждаемое Фрэнком Ллойдом Райтом, – к счастью для Ренцо Пиано, современные технологии очень полезны для достижения такой концепции. Здесь пустая форма была единственно правильным выбором, в особенности потому, что два центральных этажа должны были быть перекрыты с целью сохранения хрупких архивных объектов. Как говорил Ренцо Пиано: «Сокровища Pathé должны были быть сохранены в первую очередь. Поэтому там безопасно, бетонная скорлупа немного напоминает Ноев ковчег, в котором эти драгоценности всегда обретут дом. Конечно, мечта о вечности невозможна, но долговременность ближе всего к вечности».




Эта бетонная «безопасность» окружена тем, что Пиано назвал «montgolfière» (горячий воздушный шар). На самом деле объект представляет собой научно-исследовательский центр, с изогнутым деревянным пролетом с одной опорой, покрытый стеклом и алюминием. Невидимое снаружи, элегантное и просторное пространство библиотеки также предлагает прекрасный вид на крыши Парижа. Этот игривый способ справляться с трудностями помогает использовать технические и пространственные решения с хорошо сбалансированным сочетанием простоты и воображения. Поэтому архитектор не проектировал здание музея, подавляющее человека и принуждающее его прославлять культуру. Напротив, Ренцо Пиано удалось создать небольшой и уютный культурный центр (2200 кв. м), где вам понравится проводить время, изучая фильмы и историю кино.





Эти два культурных центра создают разительный контраст: здесь имеет место столкновение двух архитектурных концепций. В Фонде Vuitton создается впечатление пребывания в руках садиста-палача, а в Фонде Pathé чувствуется непринужденность и деликатность. Как признается Ренцо Пиано, «честно говоря, я никогда не понимал, почему архитектура, будучи серьезным делом, должна воплощать страдания». Здание Vuitton отрицает город, оно – как агрессивный объект, желающий доминировать над близлежащим парком, в то время как Pathé предпочитает быть мирно включенным в существующий городской пейзаж, как большое домашнее животное, нашедшее прибежище между сохранившимися зданиями.




По мнению Пиано, «город должен выражать радость. Конечно, наш подход должен быть светлым. Упрямым, но светлым, с определенным чувством юмора». Так что Фонд Pathé является восхитительным спрятанным сюрпризом, как яйцо Фаберже, скрытое за семью печатями. То, что внутри, можно даже назвать матрешкой: оболочка открывает путь к другому, каждый раз новому и приятному открытию.

Эта архитектура остается в городе довольно скромным дополнением, однако она имеет определенную личность, показывающую, как талантливое современное творение может взаимодействовать с городской тканью. В этом отношении Фонд Pathé не стремится ни к раболепию по отношению к константам культурного наследия, ни к глупой провокации, переворачивающей вверх дном существующий контекст. И в силе, и в изяществе эта конструкция нашла место в пейзаже Парижа и предложила новый блестящий «маркер».

Специально для BERLOGOS.
Фото: Фабьен Белла


Текст: Белла Фабьен

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта