Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 июля 2015 г.

Архитектура в стесненных обстоятельствах

Архитектура в стесненных обстоятельствах
 

О том, как большие идеи реализуются в малых пространствах.


В то время как мегаполисы с упрямой настойчивостью асфальтоукладчика подминают под себя более-менее пригодную для жизни землю, в них самих этой земли остается до удушья мало. Квартирный вопрос портит нервы горожан и губит на корню их мечту о свободе передвижения по собственному жилищу. Ведь сражаться приходится за место и под солнцем, и под мостом, и под сенью моллов-великанов. Лишь бы уцепиться тридцатью шестью квадратными метрами за этот город больших возможностей. Новые здания вытесняют старые, просветы между ними становятся все уже, а цена участков все выше. И что в таких условиях делать тонким и звонким архитекторам, не накормленным жирными бюджетами на размашистое строительство? Конечно, можно отправиться со своим блестящим проектом «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» и осуществить его в чистом поле, да только архитектура – вещь утилитарная и жизненная, на одном лишь концептуальном самолюбовании не удержится.
Но, оказывается, и в тесноте перенаселенного Сити малые архитектурные формы могут существовать не только не в обиде, но и в полной гармонии. Ведь благодаря сосуществованию, маленькие, внешне хрупкие и замысловатые сооружения имеют шанс на собственную яркую жизнедеятельность. Как ракушечник, наросший на боку кита, отправляется в дальнее плавание, или древесные грибы повышают свой уровень жизни, или гагачьи гнезда в скалах получают ценимый риэлторами вид на море.

Возможно, именно зовом природы руководствовались в московской архитектурной мастерской za bor architects, создавая в буквальном смысле неземной проект «Офис-паразит». Этот трехэтажный угловатый пузырь-переросток с фасадом из сотового поликарбоната и эксплуатируемой крышей разделен сборными перекрытиями и представляет собой зависшую над землей конструкцию, зажатую глухими торцами домов.




По словам самих архитекторов, эта концепция предполагает «использование свободных пространств между домами для создания оригинальных и экономичных офисов, не ограничивающих доступ во дворы». Остроумное и несколько утопическое решение для таких «безнадежных» зон, как глухие переулки между домами, предназначенные, казалось бы, только для веревок с живописно развешанным бельем.



Вообще, узкие проходы между зданиями – это совершенно особое городское пространство, населенное чаще всего малопривлекательными мусорными контейнерами и бандами бродячих котов. Превращать такие места в пассажи со стеклянной крышей – идея не новая. Например, в Италии подобные галереи были в ходу на протяжении столетий. Хотя, проект датских архитекторов из Coop Himmelblau для итальянского города Перуджа традиционным не получился. Их 80-метровая конструкция Energy Roof должна была подняться над суетой исторического центра на 18 метров и провозгласить торжество нового над укоренившимся. Но, несмотря даже на способность генерировать энергию ветра и собирать дождевую воду, крыша выглядела беспомощно и нелепо, словно обломок инопланетного шаттла. Наглядная демонстрация того, как важно, чтобы существующая городская среда и новые проекты звучали в унисон.




Если уж и обживать подобные «межстеновые» закутки и дворы-колодцы, то лучше сделать это в стиле знаменитых чайных домиков японского архитектора Терунобу Фудзимори (Terunobu Fujimori). Один такой, угольный внутри и снаружи, как реверанс в сторону черного чая, был выставлен в лондонском Музее Виктории и Альберта и являл собой гордую индивидуальность, уместную даже в узких рамках. Отличный повод по-взрослому сказать этому миру: «Я в домике!».




В том же музее появилась инсталляции In-Between Architecture индийских архитекторов из Studio Mumbai – реконструированное жилое пространство, которое на самом деле существует в узком просвете между их студией и соседним складом. Фактурный и многозначительный пенал с «растущим» внутри ветхозаветным деревом – гипнотизирующая иллюстрация обычной «уплотненной» жизни в странах третьего мира.





Но это вовсе не гневная агитка, а, напротив, произведение искусства, путешествие, если хотите. В Азию, в Северную Африку, на Ближний Восток. Туда, где простой человек, не зараженный манией величия, способен уживаться на крошечном пятачке земли, где дома по-соседски соединяются крышами, а между их стенами – резные деревянные крыши базаров, стоянки осликов, мастерские в ширину распахнутых для объятий рук, облицованные мозаикой фонтанчики, кофейни на один столик и сады из одного дерева, да и просто одушевленная, никем не потревоженная пустота.

Но такое настоящее, которое как бы всегда прошлое, может вскоре исчезнуть. И если Земля стряхнет с себя зудящие скопища городов, и человек научится думать вглубь, а не вширь, возможно, появятся именно такие дома, как новый проект от OPA .






Внедренный в скалу над Эгейским морем Сasa brutale сурово и жестко заявляет о возможности честной гармонии функциональности и красоты. Сконструированный из дерева, бетона и стекла, с прозрачной крышей-бассейном и фасадом, бесстрашно устремленным к морю, этот дом мог бы отвечать требованиям новой постапокалиптической эстетики. Аскетизм и смиренность существования, нежелание быть выше травы и громче воды и умение даже в узкой расщелине жизни быть свободным.


Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта