Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 ноября 2014 г.

Архитектура с финским акцентом

Архитектура с финским акцентом
 

В Санкт-Петербурге состоялся семинар с участием ведущих финских архитекторов и дизайнеров.


В ноябре Россию посетили архитекторы Райнер Махламяки и Микко Сумманен, дизайнеры Тапио Анттила и Вели-Матти Саво, а также руководитель международного бизнеса, маркетинга и корпоративной ответственности компании Martela. Цель визита финских гостей – выступление на семинаре «Пространства будущего», посвященном перспективам и тенденциям современной архитектуры и дизайна. Все четверо делегатов ведут активную международную деятельность, каждый в своей сфере. В преддверии выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», которая состоится в Санкт-Петербурге осенью 2015 года, специалисты поделились своими наработками и мыслями о ближайших перспективах.



Семинар проходил в конференц-зале Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге под эгидой Института Финляндии и Государственного Эрмитажа. Мероприятие состояло из двух сессий: первая была посвящена архитектуре, а вторая – дизайну. Лейтмотивом архитектурной секции стала мысль о том, что постепенно финская, как и международная архитектура в целом, сбросила, наконец, путы модернизма, под влиянием которого, безусловно, прошел весь XX век.



Первым слово взял Райнер Махламяки, профессор современной архитектуры и соучредитель архитектурного бюро Lahdelma & Mahlamäki. Первое, о чем заговорил Райнер, стала рекомендация современным архитекторам больше внимания уделять работе с различными материалами, а особенно когда эта работа осуществляется вручную. Материалы, в частности излюбленное финнами дерево, необходимо чувствовать и понимать.

Концепция и общее архитектурное решение, по мнению г-на Махламяки, не должны превалировать над дизайном среды. Архитекторы все чаще отказываются от модернистских идей по переустройству мира, а, скорее, стремятся создавать комфортные условия для жизни и работы городских жителей. Простое удовольствие от нахождения внутри здания или рядом с ним занимает отнюдь не последнее место в иерархии ценностей современного подхода к архитектуре.

Как утверждает Райнер Махламяки, самое главное в архитектуре – это не стены и перекрытия, а пространство и атмосфера. Именно сочетание архитектурных форм с правильно подобранными материалами и выверенными эффектами освещения задает общее настроение. Отталкиваясь от своего преподавательского опыта, архитектор рассказал, что объяснять студентам, что такое пространство, которое по своей сути является лишь пустотой между стенами, – это сложнейшая, но при этом первоочередная задача.

«В основе архитектуры – взаимоотношение с окружающей средой», – произнес г-н Махламяки, демонстрируя один из своих проектов, Финский центр природы Haltia. Дерево – основной источник вдохновения современных финских архитекторов. В нем они видят возрождение своих национальных традиций и одновременно будущее. Как заметит чуть позже Микко Сумманен, дерево – единственный материал, который поглощает парниковый газ из атмосферы, и в свете сложившейся экологической ситуации финны возлагают на него большие надежды.




Еще одна задача современной архитектуры заключается в том, что проекты должны вписываться в контекст, будь то природный ландшафт или городская застройка. В качестве иллюстрации к этому тезису г-н Махламяки предложил рассмотреть здание Музея истории польских евреев в Варшаве, начавшего работу в апреле 2013 года. Основная задача архитекторов заключалась в том, чтобы органично вписать здание в существующую городскую застройку и прилегающее парковое пространство. Небольшой парк, где находится музей, окружают оставшиеся с коммунистических времен постройки. Минималистично оформленное здание музея выглядит скромно и не подавляет своей монументальностью, хотя и располагается на возвышенности. Истинное впечатление от музея возможно получить, лишь пройдя внутрь. Строгий, геометрически правильный и одетый в стекло фасад контрастирует с природными формами и фактурой дерева внутри здания.




После Райнера Махламяки выступил его деловой партнер и соучредитель архитектурного бюро K2S Микко Сумманен. Свой доклад он открыл рассказом об агентстве, где на данный момент трудится около 15 человек. Плавно перейдя к проектам своего бюро, г-н Сумманен попытался на их примере сформулировать основные принципы архитектуры будущего.



Архитектор сразу же заявил, что «пространства будущего – это, прежде всего, открытые пространства», причем открытыми они должны быть во всех смыслах. Общественный центр Maunula на севере Хельсинки стал экспериментальным проектом, где, по словам г-на Сумманена, каждый элемент обсуждался непосредственно с местными жителями, и все вопросы решались путем голосования. «Пространства будущего создаются для людей», – таков, по его мнению, главный принцип современной архитектуры. Здание центра Maunula должно было стать крупной рекреационной зоной, объединяющей парк, библиотеку и дом молодежи, поэтому архитекторы решили, что в процесс проектирования необходимо вовлечь и жителей финской столицы.



«Пространства будущего возникают на основе прошлого», – фраза, которая противоречит модернизму, готовому сносить все, что угодно, если оно не вписывается в замысел или несет на себе следы минувшего. Предельно аккуратно сотрудники K2S подошли к созданию офиса судостроительной компании Arctia. Чтобы не загружать и без того компактную прибрежную зону, команда архитекторов поместила офис компании буквально на воде – гениальное и эффективное решение! Главное, что офис представляет собой настоящее плавсредство и может передвигаться по воде. При желании в любой момент компания может уплыть куда глаза глядят, а мобильность, как известно, – залог успеха сегодняшнего дня.

В завершение своей речи Микко Сумманен поведал о проекте знаменитой Часовни тишины Камппи в самом центре Хельсинки. Здание оказывает по-настоящему терапевтический эффект. Согласно проекту, оно было задумано как своеобразный оазис тишины посреди оживленных улиц Хельсинки. Архитекторам удалось удивительным образом передать ощущение одновременно монументальности и интимности, а именно этого они и добивались в своем проекте.




Вслед за докладом г-на Сумманена последовала небольшая дискуссия с участием обоих архитекторов. В ходе нее Райнер Махламяки еще раз подтвердил, что сегодняшняя архитектура имеет мало общего с модернизмом. По признанию архитектора, современная ситуация такова, что сначала «good food» и только потом «good wood». Таким образом, пока мы не изменим само общество, пока мы не поднимем социальный уровень до приемлемого уровня, говорить о новой архитектуре бессмысленно. Снос целого района Прютт-Айго в 1972, где модернистская архитектура так и не смогла изменить выходцев из американского гетто, прекрасный тому образец.

Архитектура Финляндии развивается и не стоит на месте. Во многих отношениях финны ушли далеко вперед, так почему бы нам не обратиться к их опыту?

635
Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

29 декабря 2017 г.
18 декабря 2017 г.
11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
© 2008—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта