Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 ноября 2014 г.

Архитектура с финским акцентом

Архитектура с финским акцентом
 

В Санкт-Петербурге состоялся семинар с участием ведущих финских архитекторов и дизайнеров.


В ноябре Россию посетили архитекторы Райнер Махламяки и Микко Сумманен, дизайнеры Тапио Анттила и Вели-Матти Саво, а также руководитель международного бизнеса, маркетинга и корпоративной ответственности компании Martela. Цель визита финских гостей – выступление на семинаре «Пространства будущего», посвященном перспективам и тенденциям современной архитектуры и дизайна. Все четверо делегатов ведут активную международную деятельность, каждый в своей сфере. В преддверии выставки «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», которая состоится в Санкт-Петербурге осенью 2015 года, специалисты поделились своими наработками и мыслями о ближайших перспективах.



Семинар проходил в конференц-зале Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге под эгидой Института Финляндии и Государственного Эрмитажа. Мероприятие состояло из двух сессий: первая была посвящена архитектуре, а вторая – дизайну. Лейтмотивом архитектурной секции стала мысль о том, что постепенно финская, как и международная архитектура в целом, сбросила, наконец, путы модернизма, под влиянием которого, безусловно, прошел весь XX век.



Первым слово взял Райнер Махламяки, профессор современной архитектуры и соучредитель архитектурного бюро Lahdelma & Mahlamäki. Первое, о чем заговорил Райнер, стала рекомендация современным архитекторам больше внимания уделять работе с различными материалами, а особенно когда эта работа осуществляется вручную. Материалы, в частности излюбленное финнами дерево, необходимо чувствовать и понимать.

Концепция и общее архитектурное решение, по мнению г-на Махламяки, не должны превалировать над дизайном среды. Архитекторы все чаще отказываются от модернистских идей по переустройству мира, а, скорее, стремятся создавать комфортные условия для жизни и работы городских жителей. Простое удовольствие от нахождения внутри здания или рядом с ним занимает отнюдь не последнее место в иерархии ценностей современного подхода к архитектуре.

Как утверждает Райнер Махламяки, самое главное в архитектуре – это не стены и перекрытия, а пространство и атмосфера. Именно сочетание архитектурных форм с правильно подобранными материалами и выверенными эффектами освещения задает общее настроение. Отталкиваясь от своего преподавательского опыта, архитектор рассказал, что объяснять студентам, что такое пространство, которое по своей сути является лишь пустотой между стенами, – это сложнейшая, но при этом первоочередная задача.

«В основе архитектуры – взаимоотношение с окружающей средой», – произнес г-н Махламяки, демонстрируя один из своих проектов, Финский центр природы Haltia. Дерево – основной источник вдохновения современных финских архитекторов. В нем они видят возрождение своих национальных традиций и одновременно будущее. Как заметит чуть позже Микко Сумманен, дерево – единственный материал, который поглощает парниковый газ из атмосферы, и в свете сложившейся экологической ситуации финны возлагают на него большие надежды.




Еще одна задача современной архитектуры заключается в том, что проекты должны вписываться в контекст, будь то природный ландшафт или городская застройка. В качестве иллюстрации к этому тезису г-н Махламяки предложил рассмотреть здание Музея истории польских евреев в Варшаве, начавшего работу в апреле 2013 года. Основная задача архитекторов заключалась в том, чтобы органично вписать здание в существующую городскую застройку и прилегающее парковое пространство. Небольшой парк, где находится музей, окружают оставшиеся с коммунистических времен постройки. Минималистично оформленное здание музея выглядит скромно и не подавляет своей монументальностью, хотя и располагается на возвышенности. Истинное впечатление от музея возможно получить, лишь пройдя внутрь. Строгий, геометрически правильный и одетый в стекло фасад контрастирует с природными формами и фактурой дерева внутри здания.




После Райнера Махламяки выступил его деловой партнер и соучредитель архитектурного бюро K2S Микко Сумманен. Свой доклад он открыл рассказом об агентстве, где на данный момент трудится около 15 человек. Плавно перейдя к проектам своего бюро, г-н Сумманен попытался на их примере сформулировать основные принципы архитектуры будущего.



Архитектор сразу же заявил, что «пространства будущего – это, прежде всего, открытые пространства», причем открытыми они должны быть во всех смыслах. Общественный центр Maunula на севере Хельсинки стал экспериментальным проектом, где, по словам г-на Сумманена, каждый элемент обсуждался непосредственно с местными жителями, и все вопросы решались путем голосования. «Пространства будущего создаются для людей», – таков, по его мнению, главный принцип современной архитектуры. Здание центра Maunula должно было стать крупной рекреационной зоной, объединяющей парк, библиотеку и дом молодежи, поэтому архитекторы решили, что в процесс проектирования необходимо вовлечь и жителей финской столицы.



«Пространства будущего возникают на основе прошлого», – фраза, которая противоречит модернизму, готовому сносить все, что угодно, если оно не вписывается в замысел или несет на себе следы минувшего. Предельно аккуратно сотрудники K2S подошли к созданию офиса судостроительной компании Arctia. Чтобы не загружать и без того компактную прибрежную зону, команда архитекторов поместила офис компании буквально на воде – гениальное и эффективное решение! Главное, что офис представляет собой настоящее плавсредство и может передвигаться по воде. При желании в любой момент компания может уплыть куда глаза глядят, а мобильность, как известно, – залог успеха сегодняшнего дня.

В завершение своей речи Микко Сумманен поведал о проекте знаменитой Часовни тишины Камппи в самом центре Хельсинки. Здание оказывает по-настоящему терапевтический эффект. Согласно проекту, оно было задумано как своеобразный оазис тишины посреди оживленных улиц Хельсинки. Архитекторам удалось удивительным образом передать ощущение одновременно монументальности и интимности, а именно этого они и добивались в своем проекте.




Вслед за докладом г-на Сумманена последовала небольшая дискуссия с участием обоих архитекторов. В ходе нее Райнер Махламяки еще раз подтвердил, что сегодняшняя архитектура имеет мало общего с модернизмом. По признанию архитектора, современная ситуация такова, что сначала «good food» и только потом «good wood». Таким образом, пока мы не изменим само общество, пока мы не поднимем социальный уровень до приемлемого уровня, говорить о новой архитектуре бессмысленно. Снос целого района Прютт-Айго в 1972, где модернистская архитектура так и не смогла изменить выходцев из американского гетто, прекрасный тому образец.

Архитектура Финляндии развивается и не стоит на месте. Во многих отношениях финны ушли далеко вперед, так почему бы нам не обратиться к их опыту?


Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта