Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 мая 2015 г.

Архитектура из бумаги: искусство чистого листа

Архитектура из бумаги: искусство чистого листа
 

Бумагу можно скормить принтеру или сделать цветы, а можно превратить ее в строительный материал светлого будущего.


В японском языке слова «бумага» и «бог» созвучны. Бумага как начало сущего. Чистый лист может стать черновиком открытия, которое изменит мир, или наброском шедевра, который перевернет чье-то сознание, или первым из тысячи журавликов, которые спасут чью-то жизнь. Белое безмолвие бумаги кажется равнодушным, все позволяющим. Но в этой ее пластичности и видимой слабости таится большая сила. Западный мир низвел бумагу до статуса услужливых стикеров, восточный — «завернул» в нее философию дзен-буддизма, сделав ее музой поэтов, художников и эстетов.
Архитектура из бумаги – это именно тот случай, когда сознание определяет бытие. Условно говоря, испачканным в нефти рукам трудно овладеть искусством оригами. Да и кому захочется возиться, когда можно застроить все вокруг небоскребами в стиле истуканов с острова Пасхи. Эго заказчиков египетских пирамид, готовых пожертвовать человеческими жизнями лишь бы «все было как у людей», по-прежнему живо.
Но, к счастью, не все уверены, что бумага, даже переработанная в надежный строительный материал, – это лишь архитекторская забава.

Именно так поступили архитекторы из лос-анджеловской студии Ball-Nogues, спроектировав для музыкального фестиваля павильон из бумажной массы. Рецепт прост — сначала подготовить армированный двумя тысячами метров шпагата каркас. Затем покрыть его взбитой до состояния воздушности бумажной массой, сформировать единый купол и оставить запекаться под калифорнийским солнцем. Как вариант изготовления — пара сотен школьников, вооруженных жеваной бумагой и трубочками. «Pulp Pavilion – это кульминация пяти лет экспериментов с материалом на основе переработанной бумаги. Исторически так сложилось, что подобный материал считался неприменим для строительства. Насколько нам известно, наш павильон – единственный на сегодня объект, построенный по такой технологии», – не без гордости прокомментировали свою работу студийцы. Материал, использованный для строительства, не содержит никакой химии и после использования может быть переработан снова или пущен на компост.




В Японии индивидуализм поощряется пожалуй лишь в употреблении спиртных напитков. Но дома пить как-то неловко, вдруг жена с икебаны собъется, а в хороших местах — слишком многолюдно. В этом случае, придуманный студией Naoya Matsumoto Design крошечный бар-грот Yorunoma с начинкой из мятой кальки — идеален. «Пена» прозрачной бумаги, из которой сформирован внутренний интерьер бара, похожа то ли на слюдяную пещеру, то ли на вольготно расположившуюся медузу. Вариантов множество, благо что нерасточительное освещение состоит лишь из пары голых лампочек. «Это весело — мять бумагу, и каждый может это делать», – сказал архитектор студии. И, надо сказать, в «сминании» участвовали многие жители квартала.




Еще один японский архитектор Котаро Хориучи (Kotaro Horiuchi) создал для своей студии офисное пространство Paper Cave из фибергласовой бумаги. Отсутствующее присутствие стало отправной точкой всего проекта. Визуальная стерильность, космическая холодность и, вместе с тем, приятное для интровертов ощущение безопасной пещеры. Каждый слой бумаги вырезан по-своему, для создания видимой «ряби» на поверхности. Единственный предмет мебели — словно стекающий на пол стол из искусственного мрамора. Paper Cave была создана не только как воспитательный карцер для работников, перебарщивающих с цветом, но и как адаптирующееся пространство. По словам архитектора, это место не имеет четко заданных функций, и будет изменяться вслед за людьми, которые там находятся, в стиле «была избушка лубяная, а стала ледяная».





Как должно быть приятно, оторваться от бумажной работы и вернуться из своего бумажного офиса прямо в свой милый бумажный дом. К примеру, в гофрированный дом-хамелеон, созданный шведским архитектором Маттиасом Линдом (Mattias Lind). Собранный из 95-ти двухмиллиметровых модулей этот домик меняет свою окраску в зависимости от угла зрения и не требует разрешения на установку. Возможно, именно таким стал бы дом трех поросят, обратись бы они в дзен.




Тем, кто сомневается в надежности сооружений из бумаги, студенты из лодзинского технологического университета скрутили в ответ замысловатую скульптуру Fragile Beasts. За три дня воркшопа от Zaha Hadid Architects, ребята придумали шаблон спиральных многогранников, вырезали их лазером из листов бумаги толщиной 0,5 мм, свернули и склеили это в вещественное доказательство структурных возможностей и достаточной жесткости такого «хлипкого» материала.





Неутомимым собирателям макулатуры на заметку: совсем недавно в английском Lake District появился самый настоящий мост, сложенный из двадцати тысяч бумажных листов. Британский художник Стив Мессам (Steve Messam) не использовал при строительстве ни клея, ни честного слова, ни другого скрепляющего вещества. Двадцать блоков так сильно прижаты друг к другу упорами по обоим берегам, что мост получился даже непроницаемым для дождя. Его пунцовый цвет на фоне неприветливых вересковых холмов должен подействовать возбуждающе, по крайней мере, на тех шестьдесяти овец, чей вес он способен выдержать. Ну чем не иллюстрация к словам японского культуролога Соэцу Янаги: «Хорошая бумага вдохновляет нас думать о хороших вещах».




Такеши Хосака, архитектор (Япония, Токио)
– Архитектурные объекты из бумаги — материя утопическая, оторванная от реальности, и как бы заведомо переведена в область визуальных инсталляций. Я думаю, бумага — это строительный материал идеального мира. Ее способность к множественным трансформациям может быть использована лишь поколением людей, которые видят, ценят и оберегают хрупкость и чистоту этого мира. Трудно представить себе жилой бумажный кокон посреди современного мегаполиса. А вот целый город со зданиями из бумаги — вполне вероятно. Конечно, по большому счету, это абсолютный футуризм. Но мне, как японцу, это не представляется чем-то невозможным. Традиционная японская одежда из бумаги, фонари, оконные ширмы, перегородки... И это было не столько в силу бедности или отсутствия технологий, сколько воплощением философии простоты и бытовой аскезы. Понятие комфорта — очень широко, понятие же умерщвления природы ради комфорта — вполне конкретно. Архитектура из бумаги указывает на наше скромное место на этой планете и готовность принять нашу собственную уязвимость.


Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта