Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 апреля 2017 г.

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 6. Жилые дома. Дома-коммуны

В концептуальном отношении, в домах-коммунах наиболее ярко воплощены мечты коммунистической интеллигенции о создании общества будущего. В них содержится ключевое ядро коммунизма вообще – сама коммуна.

Идеи, восходящие к фаланстерам Ш. Фурье, воплощались в жизнь ещё до революции отдельными энтузиастами. Молодые девушки из дворянских семей уходили жить простой и трудовой жизнью в сообществе молодых людей; люди творческих профессий объединялись для ведения общего хозяйства, облегчая бытовые условия существования. Но тогда это было в большей степени романтикой. Коммуны в более строгом значении – это прерогатива всё же пролетарского государства и его идеологии.

Главная мысль таких домов воплощена в мифологеме «заодно». Обобществление быта происходило на разных уровнях и в разных вариациях. В 1928 году Центржилсоюз выдвинул даже специальную инструкцию – «Типовое положение о доме-коммуне». Согласно ей, коммунары, въезжающие на новое место жительства, должны были отказаться от мебели и предметов быта, накопленных предыдущими поколениями, чтобы осуществлять идею коллективизации быта. Общими должно были стать воспитание детей, стирка, уборка, приготовление еды и удовлетворение культурных потребностей. Мало того, что жили сообща, часто общими были и добытые материальные средства: кто что заработал, сносил в «общую кассу»; оттуда затем шло равномерное распределение этих средств (вспомним знаменитую формулу: «от каждого по его способностям, каждому — по его труду»).

Сегодня подобные замыслы кажутся как минимум утопичными, но тогда, в эпоху конструктивизма, эти идеалы были освящены самой революцией.

Так как объединение, «обобществление», кооперация возможна в связующем их, стягивающим воедино, организующем пространстве, то ответственность за воспитание «духа коллективизма» легла во многом на архитекторов.

Новая жизнь требует новых форм.

В 1926 году прошёл первый всесоюзный конкурс проектов дома-коммуны. То есть только тогда у архитекторов появилась возможность участвовать в создании жилья нового типа. В первые годы после революции дома-коммуны были или в мечтах, или в освободившихся от буржуазии особняках и гостиницах. Нечто похожее на коммуну было в Смольном и гостинице «Астория», где осела партийная элита. В большинстве же случаев идея общего жилья хоть и была жива и даже продвигалась с завидной активностью, бытовые условия всё же, мягко говоря, оставляли желать лучшего.

Как это часто бывает, в реальной практике первоначальные замыслы неизбежно претерпевают множество искажений, вплоть до самых драматических... ну или комичных.

Первый дом-коммуна был построен в 1931 году архитектором А. А. Олем, в порядке «борьбы со старым бытом». Возводился он на общие средства пайщиков – писателей и инженеров. Отсюда название – дом-коммуна инженеров и писателей. В народе и среди жильцов, за курьёзность, он получил звучное имя – «слеза социализма».

Здание имело 52 малометражные квартиры без кухонных комнат, т. к. пищу тогда планировалось доставлять жильцам с фабрик-кухонь в специальных термосах. За широкими витринами первого этажа были помещения коллективного быта: парикмахерская, детские комнаты, столовая на 200 мест, библиотека и душевые. 

Ограниченность средств не позволяла архитектору развернуть строительство в полную силу конструктивисткой динамики и экспрессии. Композиционно-стилевые решения предельно просты. Главный фасад отмечен лишь беспорядочными акцентами балкончиков и затемнёнными полосами, имитирующими ленточное остекление. 

Но главной деталью здания, берущей на себя всю пластическую и динамическую нагрузку, является острый срез скатной крыши, высвобождающей под собой пространство для широкой террасы, где были солярий, площадка для игр и оранжерея.     

Несмотря на скромность и некоторую претенциозность, здание смотрится цельно и удачно вписывается в петербургскую историческую застройку. Жильцы, правда, относились к нему более критично. Как вспоминала известная обитательница дома О. Берггольц: «Это был самый нелепый дом в Ленинграде… Звукопроницаемость в доме была такая идеальная, что, если внизу, в третьем этаже… играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже было всё слышно, вплоть до плохих рифм!». Тем не менее она же писала: «даже архи-непривлекательный внешний вид «под Корбюзье» с массой высоких крохотных клеток-балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответствующей времени».

Второй ленинградский дом-коммуна был построен для другого контингента – жильцов и семей заключённых царских времен. Дом Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев построен в 1933 году группой архитекторов – Г. А. Симоновым, П. В. Абросимовым и А. Ф. Хряковым.

Учитывая ошибки первого дома-коммуны, архитекторы создают более продуманное с позиции внутренней планировки здание. В корпусах галерейного типа находились двухкомнатные, а корпусах с секциями – трёхкомнатные квартиры с горячей водой и ваннами. Кухни и здесь заменяли специальные шкафы для подогрева пищи. Общественные пространства включали также детский сад, прачечную, столовую-ресторан, продуктовый магазин, гостиные, музей каторги и театр с киноустановкой на 500 мест.

Более значителен и внешний облик здания. В свободном и мощном напоре, подобно крейсеру, оно входит в открытое пространство широкой площади и акватории Невы.  

Пластическая напряжённость достигается за счёт связки крупных архитектурных масс: трёх-, шести- и семиэтажных блоков. Главный корпус, обращённый на площадь, завершается скруглённым торцом, уводящим во двор. 

Фасад заполнен пунктиром спаренных окон и частым ритмом маленьких балконов. Первый этаж, где находились общественные помещения, выделен сплошной застеклённой горизонталью витрин, визуально приподнимающей здание над землёй. 

В главный корпус врезан повышенный объём параллелепипеда, с торца поделённый параллелями оконных лент, которым шахматно вторят полосы балконов. 

Также в этот блок встроен вынос крыльца с козырьком, опирающимся на тонкие столбы. С этой позиции хорошо читается уступчатое нарастание всё возвышающихся объёмов. 

По трагично-ироничному стечению обстоятельств, жившие здесь реабилитированные узники царизма чуть позже стали узниками уже сталинского режима.

Архитекторами дом-коммуна понимался как единый жилой комплекс, включающий как индивидуальные квартиры, так и коммунальные учреждения. Дом-коммуна – это тот случай, когда архитектура максимально регулирует и регламентирует повседневную жизнь человека, вплоть до системы поведения и формирования необходимых привычек. Правда, должного, регулярного строительства домов-коммун почти не было, а в мае 1930 года особым постановлением ЦК ВКП (б) такая практика была и вовсе остановлена (чего, конечно, мгновенно не произошло).

Жилые дома, не состоящие в каких-либо комплексах, типа жилмассивов или рабочих городков, строились в то время в основном для привилегированной категории граждан –  партийной номенклатуры и нарождающейся интеллигенции. Один из таких – Первый дом Ленсовета. Проект И. И. Фомина и Е. А. Левинсона был реализован в 1935 году, уже на закате эпохи конструктивизма. По комфортабельности ему не было равных. Квартиры от 3-х до 6-ти комнат были местами распределены в двух уровнях. В здании также находились прачечная, парикмахерская, детский сад, магазины и комнаты для обслуживающего персонала.

Беспрецедентно оно и в стилевом отношении. Экспрессия и динамика конструктивизма с корбюзианскими мотивами, его геометрическая строгость соединяются с классицистической декоративной деталировкой; в общем образе чувствуется влияние набиравшего тогда популярность ар-деко.

Сложный архитектурный комплекс состоит из трёх корпусов: центрального 6-тиэтажного и боковых 5-тиэтажных. 

Вогнутый внутрь дугообразный центральный корпус зрительно притягивает и будто вовлекает. Созданный изгибами вектор силы усиливает впечатление центрально-осевой ориентации, направляясь внутрь, к проезду, пустота которого снимает чрезмерную нагрузку на центр и равномерно распределяет вес всего здания. 

Тяжесть основного массива снижается и за счёт потопленной застеклённой галереи помещений детского сада, а образованный вследствие этого выступ поддерживается рядом колонок. 

Поворот дуги формирует резкую динамику острых висячих углов, где они замысловато переплетаются с ломаной структурой лестниц и оттенённым боковым корпусом. 

Бег висящих без опор железобетонных лестниц уходит внутрь двора, эффектно завершаясь консольными площадками с выходом на галерею. 

Все внешние, боковые и внутренние фасады испещрены группами окон разнообразного формата: от глубоко посаженных лоджий на главном фасаде до аккуратных эллипсов над входами. 

Помимо окон, плоскость стен всячески обыграна акцентами балконов и террас. 

На этих немногочисленных примерах видно, как эволюционировали представления архитекторов об идеальном жилье для пролетариата. Сначала скромно, потом всё грандиозней становился размах, смелей использовались средства и всё уверенней становился архитектор в своих действиях и возможностях реализовать высокие принципы пролетарского мировоззрения. Но жилищная политика большевиков, как и всё в этом бренном мире, не была близка к идеалам ими самими же и созданными. Лучшее жильё уходило партийной элите, рабочие и крестьяне – главные объекты заботы – селились в лучшем случае в жилмассивах, а в основном в общежитиях и бараках. Но, к счастью, ответственность за это не на архитекторах, за архитекторов мы можем быть спокойны.     

Читайте также:

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 5. Профилактории. Фабрика-кухня
Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 4. Учреждения культуры
Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 3. Учебные заведения
Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 2. Жилые массивы
Архитектурный авангард Ленинграда


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта