Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 февраля 2017 г.

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 3. Учебные заведения

Несомненно, открытия архитектурного авангарда не могли не отразиться на важнейшей отрасли социальной жизни – сфере образования. То, что воспитанник советского общества должен развиваться и обучаться в новых условиях, – вещь самоочевидная. Коррекция педагогической системы проходит на всех уровнях, значительно изменяется отношение к образовательному процессу. Приоритетными становятся спортивные, технические и технологические дисциплины. Поэтому в школах появляются физические и химические лаборатории, мастерские, где формируются навыки технической и технологической грамотности, а также спортивные залы различного формата. Нововведения в области образования необходимо отражаются на способах инженерного и архитектурного проектирования учебных зданий.

Первостепенными остаются задачи по организации внутренних помещений сооружения: расположению корпусов, их соединения между собой, грамотному расположению кабинетов, классов, мастерских, лабораторий. К этому добавляются требования эргономики: вентилируемость помещений, освещение, высота потолков и прочее. Но сколько бы ни было важно организовать внутреннее пространство, вопросы эстетики, стиля и архитектурной композиции для передовых зодчих не менее значительны. 

Первым и в некотором роде эталонным учебным зданием можно считать школу им. 10-летия Октября, возведённую в 1927 году лидером архитектурного авангарда Ленинграда А. С. Никольским.

Строительство школы было приурочено к 10-летию революции и помимо основного назначения, она несла и символическую функцию – в плане здания ненавязчиво вырисовывается очертание серпа и молота. 

Школа возводилась в стилистическом единстве с Тракторной улицей, перспективу которой она пространственно замыкает. Сразу обращает на себя внимание сложное взаимоотношение разновысотных прямо- и криволинейных объёмов. Центральный четырёхэтажный корпус, предназначенный для старшеклассников, огибает сквер перед школой. 

Стремительность, вызванная его изгибом, разрешается в экспрессивном столкновении с вертикалью прямоугольной башни, завершённой куполом обсерватории и немного выступающим пятиэтажным полуцилиндром, где размещались столовая, актовый и читальный залы. Если башня подчёркнута вертикалями лопаток, продолженных в колоннах крыльца, то цилиндр акцентирован горизонтальными линиями, что также добавляет остроту, служит контроверзой.    

В этом узле сосредоточено основное динамическое напряжение здания, в этом жесте показывает себя смелое новаторство, столь характерное для авангардных направлений молодой архитектуры.

С левой стороны к основному корпусу примыкает трёхэтажный блок, с классами для младших школьников. Фасад ритмически поделён группами из трёх окон, освещающих каждый кабинет. 

На заднем дворе разместилась просторная спортивная площадка, куда выходит одноэтажный корпус спортзала. 

На месте соединения двух корпусов – лёгкий вертикальный акцент, который вторит главной высотной доминанте – башне с обсерваторией. Опять же, такая сугубо функциональная вещь как дымоход всё-таки используется архитектором как переменная в общей композиции. 

Также примечательно простое и строгое оформление входов вставками из естественного камня с программными для конструктивизма мотивами. 

Несмотря на размах и разброс архитектурных масс, их пластическую усложнённость, здание сохраняет выдержанность и композиционно-стилевое единство.

Не менее сложна по части пространственной организации и функционального зонирования школа им. КИМа. Проект разрабатывался одним из ведущих архитекторов ленинградской школы конструктивизма – Г. А. Симоновым. Строительство было завершено в 1929 году.

Здание представляет собой открыто и свободно расположенный комплекс из трёх параллельных корпусов разной высоты и длины. 

Наиболее протяжённый блок, вытянутый вдоль дороги, предназначался для младших классов. На южной стороне, по всей длине фасада, группы из трёх окон с углублёнными тёмными простенками, которые старались сделать незаметными, ради достижения эффекта сплошного ленточного окна (жаль, что при реставрациях не учитывают этого факта). 

Часть корпуса с входом и крыльцом условно отделена от остального блока выступом прямоугольного объёма лестничной клетки и замечательна особой проработкой конструктивистских деталей. Первый этаж с коридором немного потоплен вглубь корпуса и очерчен линией козырька, слегка выступающего за плоскость торца, которому вторит вертикаль прямоугольного объёма, тоже немного выходящего за плоскость. И тут же перпендикуляры плоских фигур – «столбов-опор» крыльца. 

Корпус младших классов соединён с остальными корпусами галереей-переходом, покоящейся на асимметрично расставленных столбах. Соединительная галерея располагала столовой и библиотекой с читальным залом. 

Четырёх- и пятиэтажный блок для старшеклассников отличается пластическим сочетанием крупных прямоугольных масс, с врезанными плоскостями козырька, поддерживаемого широким пилоном и завершённый цилиндром обсерваторного купола. 

Обратная сторона корпуса отличается свободной трактовкой оконных проёмов. Группы в виде лент выстраиваются в шахматном порядке, у края стены вертикаль из узких продолговатых проёмов, в центре выступ помещения обсерватории, почти полностью застеклённый. И опять же, нельзя забывать, что функциональностью не жертвовали (и это не может не удивлять!). 

Со двора к галерее примыкает ещё блок, где находились актовый и спортивный залы. Он мог работать автономно от остального здания как клуб. На торце корпуса супрематистская композиция в объёме (исследователи высказывают предположение, что в проектировании школы принимал участие единомышленник Малевича Л. Хидекель, который первый перевёл супрематизм из плоскости изображения в объём архитектуры), если можно так сказать – лицо архитектурного авангарда Ленинграда. 

Изначально столбы на углах были затемнены, так что казалось, будто эта мощная и брутальная конструкция висит в воздухе.

Широкая территория школы была озеленена, повсюду находились площадки для игр и отдыха. 

Продуманность пространственной организации и функциональной целесообразности, лёгкость архитектурных форм, их лаконизм и стройность, удивительно тонкое эстетическое чутьё – в этом проекте максимально воплощён художественный язык конструктивизма, и он по праву считается одним из лучших представителей этого стиля.

По сходству объёмно-пространственной композиции и широте размаха нельзя не упомянуть школу им. Харченко. Здание строилось в 1930-1932 гг. Автор проекта – выпускник ВХУТЕИНа – В. О. Мунц, весьма плодовитый архитектор, успевший поработать с такими мэтрами, как В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх и Л. В. Руднев.

Здание состоит из двух Г-образно соединённых и внушительно длинных корпусов. 

Главный – трёхэтажный, протяженностью 120 метров, включает основные учебные помещения: кабинеты, классы, мастерские, лаборатории, которые размещены по обеим сторонам коридоров. По всему фасаду дробным ровным ритмом, прерываемым двумя выступами лестничных клеток, проходят ряды небольших окон. 

Короткой галереей основной блок соединён с двухэтажным крылом, где размещались библиотека, столовая и подготовительные классы. Эта часть здания завершается полуцилиндром. Всё тело корпуса будто стянуто по горизонтали лентой с захватом сплошь застеклённых продолговатых вертикалей окон. 

Со стороны двора свободный бег архитектурной массы прерывается прямоугольным объёмом лестничной клетки. 

В пространственно-композиционном решении заметен упор на горизонтальность, выраженной малоэтажностью и широким разбросом архитектурных масс. Оттого приземистость и некоторая разлапистость – здание будто разбегается в разные стороны. Такая расплывчатая динамика снимает напряжение, столь свойственное для конструктивизма, отчего оно воспринимается спокойней.

Оба корпуса связаны параболическим объёмом, вынесенным на оживлённый проспект и служащим главным входом. Внутри находились вестибюль и актовый зал. 

Передняя часть выступа нависает над входом, опираясь на ряд мощных столбов. Строгий и сухой вид лишь немного разбавляется скромным набором оконных групп и барельефом-эмблемой, где когда-то красовался серп и молот.

Ещё одно здание, мимо которого не хочется пройти, – Морской колледж, построенный уже в поздний конструктивистский период в 1932-1933 гг. Архитекторы – К. Дмитриев в соавторстве с Н. Ф. Демковым, выполнившим и так называемое «обогащение» (последующее декорирование внешнего вида здания).

Несмотря на то, что колледж морской, в плане он крайне напоминает самолёт. 

Конструктивистские принципы реализованы через взаимодействие разновеликих объёмов. Разные и по фигуре, архитектурные массы стянуты вокруг основного стержня здания – центрального полуцилиндра, законченного со стороны двора дугообразным ризалитом. 

Диагонально разлетающиеся из центра крулья-корпуса состоят из разноэтажных прямоугольных блоков. Если смотреть на них относительно центра полуцилиндра, ближайшие блоки корпусов образуют острые углы, но эффект пропадает, если смотреть на них анфас. Такой приём был распространён в позднем конструктивизме. 

Что нехарактерно, школа имеет чётко выраженную симметрию. Но при обходе здания вокруг её не ощущаешь, благодаря разнообразной комбинации фигур-объёмов. Формы плавно перетекают друг в друга, образуют подвижную и выразительную тектонику. 

С обратной стороны от главной оси Т-образно отходят малоэтажные корпуса, связанные с «хвостом» здания галереями-переходами. 

Функциональный строй в его соответствии с конструкцией, наверное, нигде так не должен был продумываться, как в школах. На немногочисленных примерах мы видим, с какой смелостью, даже дерзостью самоуверенной молодости, но вместе с тем и с трезвым расчётом, с детальной продуманностью относились к своему творчеству представители архитектурного авангарда. 

Читайте также:

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 1. Архитектура русского авангарда

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 2. Жилые массивы


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта