Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 ноября 2016 г.

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 2. Жилые массивы

И вот мне

                 квартиру

                             даёт жилищный,

мой,

        рабочий,

                        кооператив.

Во – ширина!

                       Высота – во!

Проветрена,

                       освещена

                                      и согрета.

Всё хорошо.

                                       (В. Маяковский) 

После гражданской войны, когда в города активно начали переселяться рабочие для строительства коммунизма, перед градостроительнымуправлениемостро встали вопросы обеспечения жилья для рабоче-крестьянских масс. Одно из решений привело к появлению легендарных коммуналок, другое было более гуманное – возведение жилищных кварталов. Для решения насущных квартирных вопросов была образована строительная организация Стройком с проектным бюро, возглавляемым ведущими ленинградскими архитекторами Г. А. Симоновым, А. И. Гегелло, А. С. Никольским, Л. М. Тверской и Д. П. Бурышкиным.

В ходе проектирования нового типа жилища применялись новейшие принципы и идеи, выработанные в последнее десятилетиечленами ОСА. Функционально, технологически и эстетически современный формат жилой застройки восходит к опытам архитекторов и художников конструктивизма.

В 1924 году Л. А. Веснин создаёт «Проект жилого дома коммунального типа», а уже в 1925 в Ленинграде начинается строительство первого жилого комплекса.

Застройка небольшой улицы, названной в честь выпуска первых советских тракторов Тракторной, выполнена группой архитекторов –  Г. Симоновым, А. Гегелло и А. Никольским. Симонов, ещё на стадии проектирования, с целью освоения нового опыта зарубежного градостроительства, был командирован в Швецию и Германию.

На улице длиной в 320 метров архитекторами решено построить 16 трёхэтажных жилых корпусов, разделённых проездом, который выполнен наподобие аллеи. 

Традиционно здесь ещё сохраняется фронтальная застройка, но уже не так плотно и сжато –корпуса разделены между собой, а угловые здания соединяются оригинальными полуарками, которые придают дополнительную динамику и экспрессивность. 

Здесь применялись новые методы инсоляции и озеленения пространства. Так, лестничные пролёты находятся на северной стороне, чтобы не забирать свет жилых помещений. Поэтому с одной стороны выходы ведут на улицу, с другой – в светлые и озеленённые дворы.

Внутренние помещения были представлены двухкомнатными квартирами с кухней-столовой из расчёта на одну семью, трёхкомнатные (при необходимости на две семьи) с отдельной кухней и четырёхкомнатные –с кухней на две семьи. В кухнях предполагалось место для ванн, но до установки дело не дошло, так как в то время в стране их не производили.

Но это касается лишь функциональной стороны. В не меньшей степени прогрессивность выражается через лицо зданий, их стиль. Так традиционныеэркеры заменяют выступающие объёмы лестничных пролёток, которые отвечают за ритм перспективно уходящих рядов застройки. 

Причём, обращённые друг к другу со стороны проезда, они зеркально не повторяются, компоновка их деталей различна, что придаёт зданиям особую пластичность. Асимметрия, направленная на формирование динамического напряжения, реализована также через группировку разномастных балконов и лоджий. 

Входы со вставками известнякового камня выполнены в конструктивистском духе через динамично сопряжённые в строгом геометризме детали. Их подчёркивают острые, резко выступающие горизонтали козырьков. 

В деталях несложно отыскать элементы супрематических изысков,программно выражающих авангардистские приёмы. 

Присутствует даже некоторое подобие «супрематического ордера». 

Недалеко от Тракторной улицы по проекту тех же архитекторов и почти в то же время строится ещё один жилмассив – Серафимовский участок. В своём стилистическом единстве эти два жилмассива должны были задавать стилевую направленность всему архитектурному облику района.

По части архитектурных деталей, пластических решений и конструктивных особенностей Серафимовский жилмассив очень схож с застройкой Тракторной улицы, но он совершенно иначе решён в пространственном отношении. Он является одним из проектов, где впервые применяется метод квартальной застройки.

Трёх-четырёхэтажные корпуса городка, построенные вдоль трёх улиц, образуют закрытый прямоугольник с большим внутренним двором, с расположенными здесь площадками для игр и досуга. Также он обеспечивает дополнительную инсоляцию и проветриваемость жилых корпусов.

Как уже говорилось, стилистически архитектура Серафимовского городка схожа с застройкой Тракторной улицы. Здесь также пластичность достигается за счёт округлых объёмов лестничных пролёток, подчёркнутых врезанными в них прямоугольниками балконов. 

Ритмику образуют диспропорция и акцентированная асимметричность компоновки окон и организации балконов и лоджий, которые динамически пересекают и фигурно выделяют многочисленные горизонтали.    

Композиционные и формальные решения в облике корпусов не повторяются: с ломанным конструктивистским ритмом соседствует строгая и уравновешенная лаконичность геометризма.

Между собой корпуса городка соединяются более традиционными полукруглыми арками с дополнительными перемычками, соединяющими линию четвёртого этажа угловых домов. 

Принципы квартальной пространственной планировки (к сожалению, значительно компрометирующей себя в выродившихся хрущевских и брежневских градостроительных проектах) были реализованы в ещё одном жилмассиве.

Палевский жилищный комплекс для рабочих, как и большинство тогдашнего массового жилья, был построен на периферии города, в промышленной зоне. Перед архитекторами А. И. Зазерским (вместе с Н. А. Ладовским основатель АРУ (Объединение архитекторов-урбанистов)) и Н. Ф. Рыбиным в качестве приоритетной стояла задача рациональной организации внутриквартальных пространств.Два почти симметричных квартала образовали Т-образный участок, причём каждый из кварталов располагал минимальными хозяйственными службами: парикмахерской, конторами, прачечной. 

В отличие от явных конструктивистских изысков предыдущих двух жилмассивов, стилистика Палевского сохраняет черты неоклассицизма, с палладианскими мотивами, выраженными в свободно расположенных арках (вообще арка здесь главный композиционно-структурный элемент), и акцентами фронтонов, которые уже переосмысляются и обыгрываются в русле новой эстетики. 

Обавангардистских новшествах также свидетельствует уступчатая пластичность основных объёмов корпусов, их лаконичный геометризм и динамическая, активная развёрстка общего плана. 

Создание жилмассивов явилось новой и важной вехой как с пространственно-конструктивной и стилистической стороны, так и со стороны общей градостроительной политики. Более экономичные и рационально организованные, они, неся на себе все открытия прогрессивных архитектурных экспериментов, должны были стать эталоном городской застройки. Прерванные более амбициозной линией сталинского неоклассицизма, эти открытия всё же продолжали существовать тогда, да и продолжают в разном виде существовать до сих пор. 

Читайте также:

Архитектурный авангард Ленинграда. Часть 1. Архитектура русского авангарда 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта