Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
31 марта 2016 г.

Архитектурная летопись: Лондон&Сургут

Строители всех времен создавали арки различной формы и назначения: от римских арочных мостов и акведуков и декоративных аркад на колоннах архитектуры Византийской империи до флорентийских арочных оконных проемов ХV века. По сей день арки привлекают всеобщее внимание, одни из них видятся традиционными, другим придается новое значение.

В современной православной архитектуре повсеместно применяются так называемые «царские врата» (главные врата иконостаса), но не только они. Уместным выглядит двойной арочный проем, украшенный миниатюрным золоченым куполом, в качестве ворот в сургутский храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Арочные ворота к храму в каком-то смысле воплощают стремление следовать византийской традиции.

Ведь арки в истории архитектуры в первую очередь ассоциируются с воротами. Потомкам Александра Македонского было свойственно отмечать знаменательные победы установкой триумфальных арок. Для римлян также было обычным делом установить такую арку на въезде в завоеванный и разрушенный ими город. Вообще, именно римлянам приписывают многие нововведения, касающиеся применения арок, неудивительно, ведь римское строительство обременено «печатью власти», в связи с наличием множества общественных и государственных зданий, достаточно вспомнить Колизей с его монументальными аркадами. Спустя века «колоссальный», так его называли, амфитеатр признан одним из семи новых чудес света. Но не только такие частично или полностью воссозданные памятники становятся национальными, городскими символами и обязательным местом посещения туристов.

Современные технологии в сочетании со смелой дизайнерской мыслью позволяют менять облик городов и будоражить воображение общественности. В качестве примера можно привести восхитительный, по мнениям тех, кому посчастливилось его видеть, пешеходный арочный мост Hulme Arch в Манчестере (открытый в 1997 году).

Считается, что с виду он напоминает арфу, и, примечательно, как в объектив охотников за эффектным кадром часто попадает арка моста на фоне знаменитого манчестерского 47-этажного небоскреба, именуемого Битхэм Тауэр.

Другой интересный пример: наклонный мост Миллениум в городе Гейтсхед (Англия, 2001) – из-за особенностей конструкции он прозван «подмигивающий глаз». Две его стальные арки–противовеса имеют возможность поворачиваться вокруг своей оси, пропуская суда, идущие по реке Тайн. Сообщалось, что таким образом «помирились пешеходы и моряки».

Сравнение архитектуры российской глубинки и туманного Альбиона может показаться неуместным, но повод для этого нашелся. Архитектуру Манчестера и Сургута, к слову, объединяет обилие подобных постиндустриальных строений, например, символом города и одновременно городскими воротами сургутяне считают оранжевую арку, расположенную поперек транспортной развязки. Двухуровневая дорожная развязка, построенная в 2006 году на пересечении улиц Аэрофлотской, дороги Сургут–аэропорт и Нефтеюганского шоссе, состоит из путепровода с эстакадами и тремя съездами, говорят, вид сверху напоминает лист клевера.

Три моста схожи наличием арочных форм, и каждый по-своему оригинален. Стремление сравнивать возникает хотя бы потому, что все три сооружения превратились в городские достопримечательности с момента их постройки. Восхищенные взоры поневоле притягиваются к таким конструкциям – ведь они демонстрируют изящество линий, необычность форм, помимо этого, супертехнологичны. Несмотря на символичность, они разнятся тем, что один мост пешеходный, другой – транспортная развязка, третий снабжен двумя палубами – для пешеходов и велосипедистов, к тому же, установлен над рекой. Все же главное и достоинство, и объединяющий фактор – функциональное предназначение. Иначе говоря, мосты находятся на своем месте – там, где без них не обойтись. Другое дело, что проектировщики не ограничились выполнением задачи «наводить мосты» для обретения удобства при движении через преграды (реки, дороги), они сотворили уникальные явления, превратив их дальнейшее бытие в знаковое.

Сотни лет в архитектурную историю городов вплетались монументальные строения, олицетворяющие величие власти. Архитектурная стилистика, в том числе под влиянием хай-тек, заметно изменилась с тех пор. Некоторые проекты настолько уникальны, что трудно представить их более раннее появление.

Однако есть и те, кто, напротив, вторит стилю средневековья. Яркий пример – сургутский Биг-Бен, созданный в 2004 году для Школы изучения иностранных языков, почти точная копия лондонского, и такой же узнаваемый городской символ. 

Автор проекта старался, кажется, не столько копировать неоготическую архитектуру знаменитой башни Вестминстерского дворца, сколько сохранить стилистические особенности средневековой готической архитектуры: снабдить башню часами английских мастеров, заполнить оконные проемы красочными витражами (в средние века застекление велось узкими цветными стеклянными полосками из-за неумения изготовлять большие стекла). 

Казалось бы, в чем связь преимущественно промышленного Сургута с крупнейшим финансовым центром – Лондоном, или тем же Манчестером, находящимися, к тому же, на «другом краю земли». Не только в том, что Сургут стоит на берегу великой сибирской реки Оби, а Лондон – на берегу замечательной Темзы, и Сургут – в прошлом место поселения хантыйских племен, а Манчестер – бывшее кельтское поселение. Все-таки общее – в людях, в сердцах которых, – страсть к творению. С их помощью сохраняются, и порою множатся, памятники-послания древних зодчих из глубины веков, по сей день вдохновляющие архитекторов. 

285
Текст: Славная Лариса

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта