Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
23 сентября 2015 г.

Архитектура Выборга: от Средневековья до эпохи модерна

Несмотря на то, что Выборг стоит посреди российских лесов и смотрит в Балтийское море, по архитектуре это европейский город. И не только по архитектуре, но и по атмосфере, чему способствуют многочисленные финские туристы, приезжающие провести уик-энд в город, который в 1939 году был третьим в Финляндии по количеству жителей. Внешний облик Выборга формировался по итогам многих войн, когда к власти приходили то шведы, то россияне, то финны, и каждый раз новые правители обустраивали город на свой лад.

История Выборга начинается с 1293 года, когда шведы захватывают земли вдоль побережья Финского залива и на небольшом острове строят каменный замок. По периметру острова была возведена стена толщиной до 2 метров, а в центре поставлена высокая башня, названная именем всескандинавского крестителя Святого Олафа. В середине XV-го века у замка появилась внешняя стена, проходившая почти у самой воды и имевшая несколько боевых башен, а к концу века возникла и третья стена с земляными валами и рвом, объявшая двухкилометровым кольцом разросшийся на материковой части город.

Башня Св. Олафа 

Башня Олафа в том виде, в котором она существует сейчас – семиэтажная, квадратная в нижней части и восьмигранная в верхней – появилась в 1564 году. Реконструкция, проведенная в конце XIX-го века уже в бытность Выборга российским, не сильно повлияла на внешний облик башни: к ней было пристроено гранитное крыльцо, а внутри сооружена металлическая лестница, по которой и сегодня экскурсанты поднимаются на смотровую площадку, чтобы полюбоваться открыточным видом Выборга с высоты 48 метров.

Помимо Выборгского замка (а подобные памятники архитектуры европейского Средневековья в России можно пересчитать по пальцам), от шведского периода до нас дошли лежащий в руинах со времен Советско-финской войны кафедральный собор и его на удивление сохранившаяся Часовая башня, собор доминиканского монастыря (практически разрушен) и еще 7 зданий, находящихся в разных частях города. Большинство из них были построены еще в XV – XVI веках. Кроме того, о шведской крепости напоминают башня Ратуши и Круглая башня Выборгской городской стены. Оставшиеся укрепления и саму стену разобрали в конце XIX-го века, так как они мешали созданию сетки улиц в соответствии с новым генпланом Выборга.

Старый кафедральный собор 

Круглая башня Выборгской городской стены 

После взятия города Петром I в 1710 году начался новый этап в развитии архитектуры Выборга. К концу века появляются доминанты, закрепляющее российское присутствие на некогда шведских землях. Так, готовясь к празднованию 500-летия со дня основания Выборга, Екатерина II посещает город и повелевает построить православный Спасо-Преображенский собор. Он был сооружен по проекту Николая Александровича Львова, видоизмененному местным архитектором Иоганном Брокманом, в стиле строгого классицизма.

Спасо-Преображенский собор 

Надо сказать, что к тому времени среди жителей Выборга преобладали финны, немало было и шведов с немцами, поэтому тогда же, в конце XVIII-го века, в городе появляется и лютеранская церковь – Святых Петра и Павла. Для работы над проектом пригласили Юрия Матвеевича Фельтена, к тому времени уже известного по своим крупным работам в столице (Большой Эрмитаж, Чесменская церковь, Армянская церковь на Невском проспекте).

Церковь Святых Петра и Павла 

Во второй половине XIX-го века Выборг получает новый генплан, прокладываются улицы, в центре города строятся жилые и общественные здания эклектичной архитектуры. Это эпоха бурного развития, когда в Выборге появились электроснабжение, канализация, а со столицами России и Великого княжества Финляндского его связала линия железной дороги. Апофеозом роста города становится строительство Нового кафедрального собора, завершенное в 1893 году. Здание по проекту архитектора Карла Эдуарда Диппеля было исполнено в неоготическом стиле и стало главным лютеранским храмом Выборга. Шпиль собора, возносившийся на 75 метров, был виден из разных частей города. К сожалению, сегодня приходится говорить в прошедшем времени: в годы Великой Отечественной войны памятник получил серьезные повреждения, и его восстановление было признано нецелесообразным. Фундамент можно увидеть в сквере перед почтамтом.

Новый кафедральный собор 

На рубеже XIX и XX веков на смену эклектике пришел национальный романтизм. Начались золотые десятилетия выборгской архитектуры. Но об этом пойдет речь в следующей нашей прогулке.

512
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта