Живые крыши: от мала до велика
Архитектура с человеческим лицом Алвара Аалто
Финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто считается крупнейшей фигурой в архитектуре Финляндии и «отцом модернизма» в Северной Европе. Отличительные черты его творчества – простота, минимализм и функциональность, а особенность авторского стиля – отношение к своим работам, как к «абсолютным произведениям искусства», которые Аалто продумывал, начиная с проектирования самого здания и заканчивая выбором осветительных приборов, фурнитуры, обстановки. Большинство статей и лекций архитектора собраны в его книге «Архитектура и гуманизм». Вот о чём он говорил и писал.
Настоящая архитектура только там, где в центре – человек со всеми его трагедиями и комедиями.
Театр в Эссене, Германия
Хотя мы знаем, что едва ли в состоянии помочь несчастному человеку, всё же общая задача архитекторов состоит в том, чтобы очеловечить нашу машинную эпоху.
Муниципалитет Сяюнятсало, Финляндия
В последние десятилетия архитектуру часто сравнивали с наукой, были попытки сделать её методы более научными, предпринимались даже попытки превратить её в чистую науку. Но архитектура не наука. Она по-прежнему является обширным синтетическим процессом, объединяющим тысячи определённых человеческих функций, и остаётся при этом архитектурой. Её назначение по-прежнему – приводить материальный мир в гармонию с человеческой жизнью.
Библиотека в Выборге, Россия
Стремиться к большей гуманности архитектуры – это значит улучшать архитектуру, это значит понимать функционализм шире, чем просто технический функционализм.
Церковь Трёх Крестов в Иматре, Финляндия
Наиболее сложная проблема заключается вовсе не в том, чтобы найти формы, соответствующие современной жизни, а в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях.
Дворец «Финляндия», Хельсинки
Кирпич служит важным средством в создании формы. Однажды я был в Милуоки вместе со своим старым другом Фрэнком Ллойдом Райтом. Он прочитал там лекцию, начав её такими словами: «Уважаемые дамы и господа, знаете ли вы, что такое кирпич? Этот небольшой, дешёвый, самый обыкновенный предмет, стоящий всего одиннадцать центов, обладает совершенно удивительным свойством. Дайте мне кирпич, и он станет ценностью на вес золота». Впервые в жизни мне довелось услышать, чтобы для публики столь прямо и столь образно говорили о том, что такое архитектура. Архитектура – это превращение ничего не стоящего камня в слиток золота.
Дом культуры в Хельсинки, Финляндия
Однажды меня спросили: «Почему вы так редко используете в своих работах свободные формы вроде тех, которыми отличается павильон в Нью-Йорке? (Основной темой интерьера финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года была большая стена-экран свободной, волнообразной формы, на которой были смонтированы фотографии – прим. ред.)» Собеседник, очевидно, был эстетом. Я ответил ему: «У меня нет подходящих строительных материалов». Мы никогда не получим архитектуру свободных форм из стандартных деталей. Кирпичная стена сохранит прямоугольную форму до тех пор, пока у нас не появится кирпич, который обеспечит свободу формообразования. Необходимо создание такого кирпича, который, сохраняя все качества кирпичной кладки, в то же время позволил бы делать стены криволинейными, изогнутыми, прямыми – словом, какими угодно».
Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939 год
Вот я выхожу из поезда на Центральной станции в Нью-Йорке или на вокзале в Чикаго, меня встречают несколько молодых архитекторов, и первый их вопрос, если они меня не знают: «Are you old-fashioned or modern?» («Вы старомодный или современный?» − прим. ред.) Я слышал этот вопрос на языках всех цивилизованных народов, последний раз в Португалии, в Эштремоше. Эта формула − Are you old-fashioned or modern? – как мне кажется, самая наивная, хотя и самая расхожая. Вдумавшись в неё, мы сейчас же поймём, что это полнейшая бессмыслица. У искусства только два определения: человечно оно или нет.
Алвар Аалто за работой над проектом дворца «Финляндия»
Мы, архитекторы, − единственные в современном индустриальном обществе, кто разрабатывает проект и сразу же воплощает его. Между этими двумя стадиями работы, безусловно, должна пролегать стадия экспериментов. Изредка сейчас так и происходит, однако у каждой уважающей себя цивилизованной страны должна быть целая программа экспериментальных городов и экспериментальных зданий.
Экспериментальный дом в Мууратсало, Финляндия
Архитектура – это не декорация, это явление глубоко биологическое, а может быть, ещё в большей мере – этическое.
Комментарии