Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 мая 2017 г.

Архитектура личности. Доминик Кулон | Dominique Coulon

Среди архитектурного разнообразия современности много громких имён, о которых пишут, разговаривают, спорят и которые всегда на слуху. Но большинство остаётся в «информационной тени». Это, конечно, не говорит о каких-то архитектурных недостатках и вряд ли умаляет их достоинств. Просто они не заявляют о себе грандиозными и масштабными проектами. Тем не менее многих из них можно считать выдающимися архитекторами, совершающими не менее значимые открытия в архитектурной мысли современности. Один из таких – Доминик Кулон – человек, создающий яркие, стилистически сложные и неоднозначные проекты, знакомство с которым расширит представление о сегодняшнем положении в строительном искусстве.

Через год по окончании Страсбургской архитектурной школы в 1989 году, Доминик Кулон присоединяется к студии Анри Сириани в Париже. Уже в 1990 году он удостаивается первой награды – специального приза на международном конкурсе Дома японской культуры в Париже. Годом позже становится победителем в «la Villa Medicis hors les murs», что даёт ему возможность отправиться в путешествия по Европе, США и Южной Америке.

В 1996 году Доминик получает приз «первой работы» за проект Collège Louis Pasteur в Страсбурге. В 1999, 2002 и 2006 он номинируется на престижном архитектурном конкурсе l'Equerr d'Argent, а в 2006 получает премию за школу Martin Peller в Реймсе.

Послужной список можно длить долго, но перейдём, собственно, к архитектуре.

Уже в ранних проектах Доминика можно обнаружить черты и особенности, которые станут программными в творчестве архитектора.

В первую очередь это внимание к связи постройки с окружающей средой, её вписанности в пространственный контекст. Так, здание колледжа «Луи Пастера» окружено зелёными зонами и с одной стороны отделено каналом. Это отграничивает его от общей городской застройки, укрывает. Такое решение, вероятно, вызвано назначением здания – оторванность ведёт к сосредоточению, ландшафт рисует границы зоны, внутри которой происходит погружение в учебный процесс. 

Не менее удачные взаимоотношения архитектуры и ландшафта реализованы в доме для зависимых пожилых людей и доме престарелых в Орбеке. Горизонтальность и приземлённость комплекса отвечает равнинной покатой открытой местности, простору, уходящему к горизонту. Неброский колорит также способствует интеграции постройки в окружающий пейзаж. 

Несмотря на распластанность и отсутствие вертикальных акцентов, здание не врастает в землю, оно визуально приподнято, благодаря потопленным вглубь участкам цокольного этажа, окрашенным в белый цвет. 

Подобным образом решён дом престарелых для инвалидов в Матенкуре. Акцент на горизонтальности не позволяет зданию выбиваться из широкой панорамы окружающего ландшафта. 

Экологичность и природосообразность акцентируются озеленённым внутренним двором и вставками «зелёных уголков», интегрированными непосредственно в архитектурное тело, являясь частью архитектурной композиции. 

Детский сад в коммуне Мармутье, с помощью удачно выбранных колорита и материала внешней облицовки, утверждается среди руин старой стены и исторического здания на фоне. В этом проекте видно, как важно для архитектора сохранить связь возводимого здания и уже существующего контекста. 

Соседство с руиной подчёркивается сложной геометрией крыши: направляющие плоскостей созвучны изгибам стены.  

Что касается стилевых особенностей и конструктивно-пластических решений, то здесь конечно нет вполне определённых и однозначных вариантов, характерных для каждого случая. Тем не менее, можно выделить некоторые детали, отражающие авторскую индивидуальность. Продолжая линию неомедернистской архитектуры, Доминик всё же остаётся на некотором расстоянии от её каноничности, проявляя независимость в рамках заданного стиля.

Многие постройки отличает акцент на усложнённую, резкую пластичность, как, например, в уже упомянутом колледже в Страсбурге. Резкие переходы в точках соприкосновения архитектурных масс задают энергичную динамику. Сложность восприятия смягчается за счёт распределения пустот и масс, чередованием широких окон и глухих стен. Этот приём делает здание более лёгким. 

Геометризм внешнего вида здания повторяется и во внутренних помещениях. Интерьеры вряд ли можно назвать спокойными. Напротив, столкновение острых геометрических объёмов вызывает у посетителя чувство подвижности, усиленного бодрствования мысли. Это также можно связать с назначением здания, с его функцией формировать в индивиде нужный настрой. 

В таком же духе выполнены интерьеры библиотеки в Анзине. Но здесь контуры масс обыгрываются продуманным освещением, игра света и тени создают дополнительную композиционную нагрузку. 

И во внешнем облике здания геометрия чистых форм, поддерживаемая белым цветом. Стильное и современное, оно так же разбавлено пустотами, большими вставками застеклённых участков, дающих помещениям много света и воздуха. 

Интересна ассиметричная группировка масс здания гимназии в Кламаре. Будто направленные вглубь, плоскости объёмов стянуты условной децентрированной осью, подчёркнутой одиноким деревом. 

В списке работ архитектора можно найти и более простые с точки зрения пластики здания. Группа крупных геометрических фигур, из которых сложена консерватория музыки, танцев и драматического искусства в Белфоре, формирует цельное, тяготеющее к монументальности здание. 

Суровость такого прямолинейного кубизма снимется окраской стен в стиле абстрактного экспрессионизма Джейсона Поллока и свободной группировкой окон. 

Путём наложения друг на друга геометрических объёмов различной формы и масштаба создан ещё один проект архитектурного бюро Доминика Кулона – группа школ Андре Мальро в Монпелье. Каждый из разноцветных вытянутых прямоугольных блоков имеет своё назначение. Цвет здесь выступает маркером зонирования. 

Цвет вообще играет важную роль в решениях архитектора. Помимо эстетических соображений, эргономики, цвет несёт и другую функцию. Он может использоваться для того, чтобы оживлять пространство, задавать дополнительные пластические отношения, как в образовательном комплексе «Симона Вейл» в Коломбе

Или для создания особых визуальных эффектов как в школьном комплексе «Жозефина Бейкер» в Ла-Курнев. 

Либо как в здании реконструкции административного района в Страсбурге. Расчерченные, расчленённые геометрией цвета пространства, мерная и медленная пульсация переходов или резкое столкновение острых углов плоскостных фигур. 

С 2008 года, после присоединения к Доминику в качестве партнёров Steve Letho Duclos’а Olivier Nicollas’а, бюро стало называться Dominique Coulon & Associé, а конечный вид ассоциация приобрела после присоединения к агентству Benjamin’a Rocchi.

Помимо архитектурной практики, Доминик преподаёт в Страсбургской архитектурной школе собственную магистерскую программу «Архитектура и сложность».

Главное достоинство архитектуры Доминика Кулона — это близость к человеку. Здесь играют роль и малоэтажность, понимаемая как соразмерность, и экологичность, возвращающая человеку близость природы, и повышенное внимание к запросам эргономики. Большая часть проектов, исполняемых агентством, – социальные и культурные объекты. Это формирует дополнительную ответственность, которая, вероятно, архитектора не пугает. 

Интересно:

Проекты Доминика Кулона

Доминик Кулон: «Я не очень верю в архитекторов, специализирующихся на чём-то одном»

75
Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта