Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
28 сентября 2015 г.

Архитектура гражданских зданий Екатеринбурга в творчестве К. Т. Бабыкина. Часть 1

В начале XX-го века творческая деятельность уральских архитекторов развивалась под влиянием московских и ленинградских мастеров архитектуры, широко известных достижениями в отечественном зодчестве 20 – 40-х годов: А.В. Щусева, М.Я. Гинзбурга, А.К. Буркова, И.А. Фомина и других. Плеяда талантливых уральских зодчих начала формироваться в Свердловске в 20 – 30-е годы. Одним из них был Константин Трофимович Бабыкин. В архитектуре уральской столицы и других городов области он – явление яркое и уникальное. Главное содержание его деятельности – творчество. Творчество в проектировании, творчество в строительстве, в преподавательской деятельности, наконец, творчество в жизни. 

В 1906 году К.Т. Бабыкин окончил Киевский политехнический институт по специальности «Гражданская и промышленная архитектура». В скором времени он был приглашен в Екатеринбург. К тому времени старый купеческий горнозаводской город становится капиталистическим. В его разноликой архитектуре отразились все сложности взаимодействия стилей и градостроительных принципов того времени – переход от классицизма к эклектике, хаотичность и бесплановость застройки, вызванные дальнейшим классовым расслоением общества. Изменившийся общественно-экономический уклад повлиял и на характер архитектуры. Вместо обширных особняков с садами и парками теперь строятся скромные жилища, а общественные здания отвечают новым нуждам города: новый вокзал, банк, торговые ряды, новый городской театр, публичная библиотека, учебные здания. И вместе с тем, русский классицизм первой половины XIX-го века оставил яркий след в архитектуре Екатеринбурга. Здесь работал выпускник императорской Академии Художеств Михаил Павлович Малахов, который немало сделал для придания городу европейского облика. 

Осенью 1909 года архитектор Бабыкин получает возможность побывать за рубежом – вместе с женой они отправляются в свадебное путешествие по Европе. В Париже Константин Трофимович часами бродит по улицам, площадям и набережным. Неизгладимое впечатление на молодого зодчего произвели знаменитый готический собор Нотр-Дам, Триумфальная арка на площади Звезды, дворцовый комплекс Лувра, церкви Сент-Шапель и Сент-Жармен, площадь с Вандомской колонной и Елисейские поля, здесь же прекрасный памятник в стиле эклектики – Гранд-опера, построенная архитектором Гарнье. Особенно поразила Бабыкина недавно сооруженная высочайшая в мире пространственная стальная конструкция Эйфелевой башни.

Кроме того он побывал в Берлине, где познакомился с архитектурой средневековых церквей Святой Марии и Святого Николая, с многочисленными дворцовыми постройками в стиле барокко, с классическими по архитектуре Бранденбургскими воротами, увенчанными квадригой; с псевдорнессансным зданием Берлинского Рейхстага. За время поездки особое сильное впечатление на молодого архитектора произвел знаменитый готический собор Святого Петра в Кельне, строившийся на протяжении почти шести веков лучшими мастерами немецкой архитектуры.

Знакомство с обилием архитектурных шедевров Франции и Германии в значительной степени расширило профессиональный круг будущего мастера русской и советской архитектуры, работающего на Урале.

 Новое здание железнодорожного вокзала

По всей России в начале XX-го века вырастали вокзалы – «игрушки» в виде средневековых замков или затейливых теремков, имитирующих старый русский стиль. В таком же псевдорусском стиле был построен и первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга. Обильная декорировка здания подчеркивала его национальные черты.


Вокзал. Архитектор Губонин

 Проект Константина Трофимовича значительно отличался. Ему были присущи простота, величественность и функциональная направленность. Если старый вокзал былых романтических времен говорил о величии всего исконно русского, утверждавшегося в горном краю, то новый, по замыслу Бабыкина, должен был выделить возрастающую промышленную мощь капиталистического края. 


Здание вокзала до реконструкции. 1907 – 1910 гг. Фото В. Метенкова 

Простая и в то же время торжественная симметричная композиция одноэтажного вокзального здания была умеренно декорирована деталями. Здание было решено в стиле модерн, господствовавшем в нашей архитектуре на рубеже XIX и XX столетий, или, скорее, в стиле функционального модерна. Сооружение решено без особых излишеств и с хорошо построенной функциональной структурой. Простая и торжественная симметрия фасада подчеркивалась главным фасадом по основной оси и двумя ризалитами справа и слева. Между этими выступающими частями располагались лучковые оконные проемы – по шесть справа и слева. Между ними – массивный доминантный вход с высоким парапетом.

Справа и слева от входа в центральный вестибюль шли огромные арочные окна, по которым ясно читалась общественная функция здания. Новый вокзал, в отличие от старого, стал архитектурным центром, организующим крупную площадь вокруг себя.

Объект был открыт в 1910 году. Спустя 29 лет архитекторы Г. Валенков и В. Смирнов проведут реконструкцию и надстройку здания из-за увеличения населения и пассажиропотока. Архитектурный образ «бабыкинского» вокзала будет утрачен навсегда. Сегодня о нем можно судить лишь по сохранившимся фотографиям В. Метенкова.


Здание вокзала после реконструкции. 2012 г.

Здание Нового городского театра оперы и балета 

В 1910-е гг. архитектор Бабыкин принимает участие в сооружении одного из лучших архитектурных зданий города – Нового городского театра на бывшей Дровяной площади, ныне Государственного академического театра оперы и балета. Идея строительства родилась у екатеринбуржцев еще в конце XX-го столетия. После того, как был объявлен конкурс, на рассмотрение жюри поступило 16 проектов. Победителем объявлен проект «Светлана» молодого пятигорского гражданского инженера Владимира Николаевича Семенова, через многие годы ставшего доктором и академиком архитектуры и занявшего пост главного архитектора Москвы в 30-х годах. Однако, в связи с тем, что к началу строительства театра архитектор участвовал в англо-бурской войне, разработку рабочих чертежей и руководство строительством доверили К.Т.Бабыкину. Он вместе с инженером Т.И.Ремельтом выполнил все расчеты и осуществил рабочее проектирование. Он же вел и производство работ на площадке, а также авторский надзор за строительством. В рабочую группу вошли также скульптор А.Вейнберг и архитектор И.Янковский.


Проект городского театра. Автор В.Н. Семенов. Фасады

По рисунку Семенова фронтон здания по углам и в центре причудливыми лепестками венчали островерхие стелы. На уровне второго этажа был запроектирован балкон на весь фасад и три балкона на уровне третьего, две густо рустированные плоскости стен с геральдическими картушами, окна стрельчато подчеркивали величие здания.


Оперный театр. Снимок 1939 года 

В доработанном проекте К. Т. Бабыкина главный фасад имел трехчастное членение по горизонтали и вертикали. Он состоял из центрального объема, выступающего подобно портику в зданиях классицизма, и двух зеркально-симметричных боковых, поставленных под углом к нему. С классическим ордерным портиком имела много общего и декоративная трактовка центральной части главного фасада. Желанием приблизить архитектурное решение к классическим образцам объясняется и трехчастное членение фасада по вертикали, которое не соответствует внутренней четырехэтажной разбивке здания. Главный фасад заполнен выразительными по пластике элементами. Над входами нависает широкий балкон на фигурных кронштейнах. Глухое ограждение балкона украшено декором из лепных картушей и столбиками, на которые водружены фонари, также отделанные декором.

В простенках между проемами второго и третьего этажей расположены плоские пилястры. Высокие проемы второго этажа с арочными фрамугами украшены наличниками с пилястрами и арочными рельефами с лепниной. Проемы третьего этажа выходят на небольшие балконы, имеющие фигурные кронштейны и лепной декор ограждений. Венчается фасад орнаментальным фризом, карнизом и аттиком со столбиками, направляющими взгляд зрителей к главному акценту – скульптурной группе из трех муз.

На боковых фасадах в ризалитах повторены элементы главного: дверь с нависающим над ней балконом с фонарями, арочное оформление проема второго этажа, балкон третьего этажа. Элементами, объединяющими все фасады здания театра, являются карнизы и парапеты с балюстрадами.

Стиль здания определяется специалистами – искусствоведами как «необарокко». 

На этой стройке, по настоянию Бабыкина, впервые на Урале применялось бетонирование крупных конструкций. Железобетонные своды вместо кирпичных не только обусловили необычную форму зрительного зала, но и его великолепную акустику. 

Ярусный зрительный зал был решен по типу французского классического театра. Его особенность – отношение длины к ширине 7:6. Зал рассчитан на 900 мест, которые располагаются в партере, амфитеатре, трех ярусах, ложах бенуара, бельэтажа, на балконах и обширной верхней галерее.

Интерьер выполнен изящным и строгим – с легкими декоративными византийскими арками галереи, широко раскрытыми ярусами лож, условно перегороженными невысокими барьерами. Крайние к порталу ложи выделены богатством отделки – лепниной и бархатом.

Подковообразная форма зрительного зала обусловила форму всего здания – вытянутый перпендикулярно главной улице прямоугольник, вписанный в овал. 

Планировка театра оперы и балета, построенного 

Помимо отхождения от проекта в фасаде здания и использования железобетона, возникли небольшие мелкие изменения, такие как расширение портера за счет лож бенуара и их сокращения до шести мест с каждой стороны.

Все изменения проекта архитектора В.Семенова, возникшие в ходе строительства помогли фасаду лишиться оттенка трагического хаоса и приобрести легкость и парадность. Поиски нового, выразившиеся в повышении внимания к функциональным качествам архитектуры, в стремлении использовать новейшие технические достижения своего времени, сочетались с применением ретроспективной декорации. Соединив в себе основные противоречия, присущие архитектуре переходной эпохи, здание театра стало образцом памятника архитектуры XX-го века. 

Мануфактурный магазин купца Бардыгина (Музей изобразительных искусств) 

Наряду с другими заказами, К.Т. Бабыкину поступает крупный заказ от известного екатеринбургского купца Бардыгина на большое торговое помещение для продажи мебели. Архитектор и здесь отступил от старого облика торговых домов. Он спроектировал оконные проемы будущего мебельного магазина не просто с расчетом на витрину, но предельно увеличил их во всю стену, сделав весь двухэтажный магазин Бардыгина огромной витриной. Во многих источниках указано, что на месте музея была типография «Гранит», но она была уже после революции, а изначально проект этого здания выполнялся как проект магазина.    

Уличный фасад имеет ассиметричное решение. Западный фасад решен в одной плоскости с удлиненным левым крылом. На плоскости выделяется ризалит с балконом, по той же оси расположены центральный вход и объем мезонина с выходом на балкон, увенчанный аттиком. Верхнее окно лестничной клетки, также расположенной на оси центрального входа, имеет арочную форму и архивольт. Композиция строится на ритме и масштабе витринных окон первого и второго этажей, каждому витринному окну первого этажа соответствует пара окон на втором. Межоконные простенки оформлены лопатками, по оси которых на кровле поставлены парапетные столбики. В конструкциях перекрытия использован железобетон.

Контрастными с плоскостным, геометризированным фасадом, облицованным гранитной плиткой, выступают мягкие пластичные формы парапетных столбиков, венчающих мезонин, и столбиков массивного ограждения балкона на кронштейнах в стилистике модерна. Линейный орнамент модерна использован и в графическом рисунке решеток ограждения кровли и балкона.

Планы этажей образуют проходные выставочные залы и служебные помещения картинной галереи. Главный вход ведет к парадной лестнице, весь первый этаж занимает большой зал. Со стороны двора имеются два черных входа в здание.


Музей изобразительных искусств. Планировка. 

Основным элементом интерьера является парадная мраморная лестница с кованой решеткой ограждения, в рисунке которой использованы элементы модерна.

Это здание – образец торгового сооружения в стиле рационального модерна, получившего на Урале развитие, в основном, в конторских, производственных, торговых и жилых зданиях. Тектоника фасадов строится на повторяемых однотипных элементах, прямолинейных, гладких геометризованных формах. К рациональному модерну вел опыт проектирования каркасных сооружений. 

Библиотека им. В.Г. Белинского 

Первые десятилетия XX-го века для Екатеринбурга были счастливым временем: в городе появлялись новые солидные, выстроенные с размахом производственные, общественные и торгово-административные здания, архитектура которых отвечала новым требованиям времени.

Этот период отличался большим интересом к облику города и выразился в появлении зрелищных и просветительских зданий. К их числу, например, относится здание городской публичной библиотеки им. В. Г. Белинского.

Организованная в 1899 году Уральским обществом любителей естествознания публичная библиотека имени В.Г.Белинского собственного здания долгое время не имела и пребывала на одном из этажей жилого дома по улице Колобовской, и лишь в 1910 году переехала на улицу Пушкинскую, 5, а затем на задний двор Дома контор. 

Архитекторами К. Т. Бабыкиным и А. А. Федоровым был разработан проект постройки нового здания (ул. К.Либкнехта, 8) в стиле эклектики с использованием элементов неоклассицизма в декоре. 


Детская библиотека им. Белинского. Фасад. План 1 этажа 

Объем здания – прямоугольный в плане – сильно вытянут в глубину участка. Главный западный фасад решен ассиметрично: левая часть фасада, где организован главный вход, выделена ризалитом, правая часть имеет три оси, на которых расположены арочные окна. По горизонтали фасад делится междуэтажным поясом и венчается антаблементом, над которым располагается парапетная стена, с украшенной балясинами и вазонами центральной частью. Главный вход подчеркивается козырьком на ажурных кронштейнах, по обе стороны выполнены ниши с арочным завершением, в которых размещены бюсты уральских писателей – Ф. М. Решетникова и Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Поверхности стен декорированы рустом. Второй этаж левой части оформлен четырехколонным портиком коринфского ордера. Центральная часть выделена нишей, завершенной архивольтом, боковая часть – узкими окнами, над которой расположен замковый камень и декоративные круглые розетки. В центральной нише установлен бюст В. Г. Белинского. Правая часть фасада декорирована пилястрами коринфского ордера. Арочные окна выделены наличниками и архивольтами, фриз украшен гирляндами. Карниз оформлен модульонами, межэтажный пояс – балясинами. По горизонтали фасад делится межэтажным карнизом, а завершается антаблементом. 

В интерьерах сохранилось первоначальное оформление интерьеров с лепным декором потолков и настенных карнизов. В наши дни здесь находится отдел детской и юношеской литературы современной библиотеки им. Белинского. Здание отвечает всем требованиям современного читателя, торжественные интерьеры позволяют проводить литературные вечера, как в современном стиле, так и в стиле пушкинских времен.

В 1916 г. публичная библиотека В.Г. Белинского была открыта. 29 января 1928 г. здесь выступал В. В. Маяковский.

Здание является памятником истории и культуры Свердловской области и образцом общественного здания начала XX-го века, выполненного в стиле «неоклассицизма». 

Автор: Виктория Веселовская

Продолжение следует. 

1855


Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта