Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 августа 2018 г.

Архитектура формы

Творческий коллектив братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных внёс большой вклад в становление советской архитектуры конструктивизма. Ещё до революции они начали продвигать в профессиональном сообществе идею рационализации и осовременивания строительства. Трио призывало отвлечься от классики старых форм и найти новые, отражающие изменившееся содержание общественной мысли.

«С освоением архитектурного наследства получилась совершенно нелепая вещь. Большинство архитекторов подходит к наследству, как к сундуку с приданым, каждый тащит оттуда то, что ему нравится и приклеивает к своему проекту. Архитекторы и критики не понимают, что старая архитектура должна быть включена в новую в снятом виде».

Братья Веснины. Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве. Перспектива

«Темп современности быстрый, динамический и ритм ясный, точный, прямолинейный, математический, материал и целесообразность определяют строй создаваемой современным художником вещи.Безразлично, будет ли данная вещь целесообразна и утилитарна (инженерное строительство, вещи обихода) или только целесообразна (лабораторная работа с задачей разрешения проблемы новой современной формы), каждая данная вещь, созданная современным художником, должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая на него психофизиологически, вызывая в нём подъём к энергичной активности».

Братья Веснины. Дворец культуры автозавода им. И.А.Лихачёва в Москве. 1930-37 гг. Фото: А. И. Нагаев

«Ясно, что вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности, построенными по принципу прямой и геометрической кривой и по принципу экономии при максимуме действия».

«В архитектуре не должно быть ничего надуманного, показного, никакой мишуры, никакого эффекта ради эффекта. Во всех случаях надо исходить из правильно понятого масштаба, из целесообразности, из существа дела, учитывать конкретную обстановку и конкретные условия строительства, не допускать преувеличения и излишеств. Строить надо красиво и экономно, считаясь во всех случаях с запросами человека, с тем, как ему будет лучше, удобнее».

А. и Л. Веснины. Проект планировки посёлка Шатура, 1918 г.

«Подобно тому как каждая часть машины есть материализованная в соответствующую форму сила, действующая и необходимая в данной системе, и форма ее и материал не могут быть произвольно изменены без ущерба для действия всей системы, так и в вещи, построенные художником, каждый элемент есть материализованная сила и не может быть произвольно откинут, изменён, не нарушив целесообразного действия данной системы, т. е. вещи».

«Современный инженер создал гениальные вещи: мост, паровоз, аэроплан, кран.Современный художник должен создать вещи, равные им по силе, напряжённости, потенциалу, в плане их психофизиологического действия на сознание человека как организующего начала».

«Художник не должен изображать или трактовать вещи, созданные природой или руками человека, а должен делать новые вещи, которые вошли бы в мир как активные силы, организующие сознание человека, возбуждающие его к энергичной активности, действующие на него подобно динамо, приводящей в движение машину».

БратьяВеснины. Универмаг на Красной Пресне в Москве. 1927-1928 гг.

«Основой всякого искусства является единство формы и содержания. Новое содержание нашей жизни требует новых форм, и задача архитектора − их найти».

«Необходимо выяснить, почему мы называем архитектурой совершенно непохожие друг на друга произведения: египетский храм, греческий Парфенон, римский Пантеон, готический собор Нотр-Дам в Париже, Дворец дожей в Венеции, капеллу Пацци Брунеллески во Флоренции, Успенский собор в Москве, церковь в селе Коломенском, виллы Фрэнка Ллойда Райта, дом в Вокрессон и виллу КукКорбюзье, Парижский павильон Иофана и др.

Я думаю, что основным признаком архитектуры является претворение социально-утилитарной функции сооружения в художественную, образную, архитектоническую, пространственную форму, сконструированную из строительного материала. Сущность архитектуры находится постоянно в развитии и проявляется в самых различных формах».

Ле Корбюзье, братья Веснины и Андрей Буров. Москва, 1928 г.

«Проблема формы − одна из основных в каждом искусстве, формализм же − определённо отрицательное явление, с которым необходимо вести борьбу. Между тем очень часто путают эти два понятия. В то время как работающий над формой исходит из содержания и выявляет форму из содержания, формалист работает исходя из фантазии и лишь впоследствии втискивает содержание в ту форму, которую ему подсказывает фантазия. Делает он это часто совершенно произвольно».

Л. А. иА. А. Веснины. Проект Облисполкома в городе Свердловске

«Когда я часто употребляю термин «функция», «функционализм», я начинаю опасаться, что буду неправильно понят. Современный функционализм в архитектуре никогда не претендовал на исповедание тех двух одиозных истин, в которых противники его обвиняют. Он никогда не полагал себя сочинителем каких-то новых, никогда в архитектуре не практиковавшихся принципов. О целесообразно разрешённых функциональных задачах думали все подлинные мастера и зодчие всех стран и всех веков. Мы также никогда не заявляли, что функции сооружения должны быть подчинены все прочие архитектурные компоненты, т. е. композиционная целостность образа, его художественное назначение и даже его роль декоративного элемента в общем ансамбле улицы, площади и города. Мы только утверждали, что нельзя до бесчувствия пренебрегать функциональным назначением сооружений, так как они воздвигаются для живых людей, с конкретными, хотя и чрезвычайно сложными бытовыми, интеллектуальными и социальными запросами. Так что, по существу, подлинный функционализм означает только возрождение извечно существовавшего в архитектуре примата функции (включая сюда не только утилитарное, но и художественное и социальное назначение здания) над схоластическим декоративным академизмом, но на значительно расширенной и усложнённой базе современного человека».

Можно почитать:

Напряжённость мысли от − ∞ до + ∞

Полёт Мельникова за Архитектурой

Литературное и эпистолярное наследие Фёдора Шехтеля


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
29 декабря 2017 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта