Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 октября 2016 г.

Архитектура эклектики в «русском Чикаго». Городские особняки 1880-1890-х годов

В XIX веке Ростов застраивался без какого-либо плана, поэтому 4-х или 5-этажный доходный дом мог где-нибудь соседствовать с малоэтажными частными домами. Город активно развивался во второй половине XIX века и в итоге слился в единое целое с соседней территорией. Окончательно армянский городок Нахичевань (застроенная узкая «сетка» улиц – линий с одноэтажной застройкой) влился в торговый, промышленный и портовый Ростов в 1928 году – так появилось современное название города Ростов-на-Дону.

ДОМ, РЕШЁННЫЙ КАК КВАРТАЛ

Важная архитектурная составляющая губернской столицы последней четверти XIX века – городские особняки. Знатные ростовские бизнесмены (купцы, фабриканты, промышленники, банкиры) селились в центре, как и подобает буржуазии, а также строили доходные дома, где нередко сами и жили (в улучшенных квартирах). Жилые дома демонстрируют стилевое разнообразие и характерные тенденции рассматриваемой эпохи. Городские особняки Егора Красильникова и семьи Гайрабетовых (Искидарова) отражают период эклектики. Переходящий к модерну вариант демонстрирует дом Соломона Шендерова. Дом Лусегена Попова и дом Маргариты Черновой (ул. Большая Садовая, 57) тяготеют к необарокко.

Для большинства ростовских зданий последней четверти XIX века свойственна стилистика архитектуры «выбора». Так, 2-этажный компактный особняк купца Егора Красильникова (1-я Майская, 6; последняя четверть XIX века; архитектор неизвестен) выполнен в стиле эклектики, где сочетаются элементы барокко и ренессанса. Здание богато на детали (разнообразная рустовка, сандрики, гирлянды, маскароны), что характерно для эпохи поздней эклектики в России.

Элементы разных стилей – от классицизма до модерна – сочетаются в особняке родственников купца Карпа Гайрабетова, построенном в 1880 году в Нахичевани (пл. Свободы, 14). В начале XX века дом был куплен фабрикантом и банкиром Марком Искидаровым. Новый владелец перестроил особняк, добавив к нему элементы модерна. Фасады решены ритмично с использованием ордерной системы и ризалитов. Ярким акцентом выступает балкон на двух колоннах. Закруглённый угол здания был зафиксирован куполом (ныне утрачен).

Особняк землевладельца и скотопромышленника Лусегена Попова в Нахичевани (пл. Карла Маркса, 8) выполнен в стилистике поздней эклектики с преобладанием барочных элементов декора и классицистических композиционных приёмов. Дом, богатый на раскреповки, лепной декор и украшенный атлантами и кариатидами, был построен в 1880-81 годах.

Ещё одним примером «пышной» эклектики является угловое здание на Большой Садовой улице, 27/47, где угол зафиксирован декоративной башенкой. Дом актрисы Маргариты Черновой построен в 1899 году по проекту, предположительно, архитектора Николая Дорошенко, который получил строительное образование в Петербурге, после чего активно работал в Ростове.

Неширокая «сеточная» нарезка улиц Ростова позволяла строить городские особняки или доходные дома, занимающие целый квартал. В таких доходных домах нередко размещались и апартаменты хозяев. Так, купец второй гильдии Соломон Израилевич Шендеров сам жил в своём доходном доме (арх. Н.М. Соколов, Ворошиловский пр., 33) на втором этаже, где у него также были устроены приёмные залы. Площадь первого этажа была отдана под коммерцию, а апартаменты в боковых крыльях сдавались в аренду. Доходный дом, построенный в конце XIX века, является примером переходного стиля от эклектики к модерну. П-образное в плане здание занимает часть квартала, выходя сразу на три магистрали (ныне Ворошиловский пр., улицы Серафимовича и Темерницкая). Рустовка, лепной декор, растительный орнамент, раскреповки, шатровое завершение – всё говорит о переходном варианте между эклектикой и модерном.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ НЕОКЛАССИКИ

Интересно, что сразу несколько проектов в Ростове, начатых в конце XIX века, в эпоху становления модерна, предвосхитили неоклассическую стилистику архитектуры, свойственную 1910-м годам. Два здания находятся на улице Серафимовича, в том самом квартале старого Ростова, между Доном и Большой Садовой улицей, где сосредоточено большинство исторических построек.

Неоклассический особняк Пелагеи Великановой (Серафимовича, 15), дочери С.И. Великанова (владелец крупного торгового дома, продававшего посуду), построен в 1884-90 годах по проекту известных ростовских архитекторов Н.А. Дорошенко и Н.М. Соколова.

Интересно, что всё тот же Дорошенко чуть позже, в 1894 году, спроектировал 2-этажный жилой дом на Малом проспекте (ныне проспект Чехова, 41). В облике постройки преобладают классицистические реминисценции, но в целом здание выдержано в духе столичной «рядовой» застройки доходными домами эпохи эклектики.

Сдержанный фасад в духе неоклассики выполнен в главном здании «Общества взаимного кредита клуба приказчиков Ростова-на-Дону» на ул. Серафимовича, 88 (1899-1902, арх. Владимир Шкитко), где ныне располагается Театр музыкальной комедии.

Об эпохе модерна напоминают детали интерьера, например, дверные ручки в виде диковинного морского животного.

В 1912 году был построен второй корпус, выходящий на Темерницкую улицу, где разместился двусветный зрительный зал.

Читайтетакже:

«Русский Чикаго» эпохи модерна. Столичные атрибуты Ростова-на-Дону                                                                                       

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта