Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 октября 2016 г.

Архитектура эклектики в «русском Чикаго». Городские особняки 1880-1890-х годов

В XIX веке Ростов застраивался без какого-либо плана, поэтому 4-х или 5-этажный доходный дом мог где-нибудь соседствовать с малоэтажными частными домами. Город активно развивался во второй половине XIX века и в итоге слился в единое целое с соседней территорией. Окончательно армянский городок Нахичевань (застроенная узкая «сетка» улиц – линий с одноэтажной застройкой) влился в торговый, промышленный и портовый Ростов в 1928 году – так появилось современное название города Ростов-на-Дону.

ДОМ, РЕШЁННЫЙ КАК КВАРТАЛ

Важная архитектурная составляющая губернской столицы последней четверти XIX века – городские особняки. Знатные ростовские бизнесмены (купцы, фабриканты, промышленники, банкиры) селились в центре, как и подобает буржуазии, а также строили доходные дома, где нередко сами и жили (в улучшенных квартирах). Жилые дома демонстрируют стилевое разнообразие и характерные тенденции рассматриваемой эпохи. Городские особняки Егора Красильникова и семьи Гайрабетовых (Искидарова) отражают период эклектики. Переходящий к модерну вариант демонстрирует дом Соломона Шендерова. Дом Лусегена Попова и дом Маргариты Черновой (ул. Большая Садовая, 57) тяготеют к необарокко.

Для большинства ростовских зданий последней четверти XIX века свойственна стилистика архитектуры «выбора». Так, 2-этажный компактный особняк купца Егора Красильникова (1-я Майская, 6; последняя четверть XIX века; архитектор неизвестен) выполнен в стиле эклектики, где сочетаются элементы барокко и ренессанса. Здание богато на детали (разнообразная рустовка, сандрики, гирлянды, маскароны), что характерно для эпохи поздней эклектики в России.

Элементы разных стилей – от классицизма до модерна – сочетаются в особняке родственников купца Карпа Гайрабетова, построенном в 1880 году в Нахичевани (пл. Свободы, 14). В начале XX века дом был куплен фабрикантом и банкиром Марком Искидаровым. Новый владелец перестроил особняк, добавив к нему элементы модерна. Фасады решены ритмично с использованием ордерной системы и ризалитов. Ярким акцентом выступает балкон на двух колоннах. Закруглённый угол здания был зафиксирован куполом (ныне утрачен).

Особняк землевладельца и скотопромышленника Лусегена Попова в Нахичевани (пл. Карла Маркса, 8) выполнен в стилистике поздней эклектики с преобладанием барочных элементов декора и классицистических композиционных приёмов. Дом, богатый на раскреповки, лепной декор и украшенный атлантами и кариатидами, был построен в 1880-81 годах.

Ещё одним примером «пышной» эклектики является угловое здание на Большой Садовой улице, 27/47, где угол зафиксирован декоративной башенкой. Дом актрисы Маргариты Черновой построен в 1899 году по проекту, предположительно, архитектора Николая Дорошенко, который получил строительное образование в Петербурге, после чего активно работал в Ростове.

Неширокая «сеточная» нарезка улиц Ростова позволяла строить городские особняки или доходные дома, занимающие целый квартал. В таких доходных домах нередко размещались и апартаменты хозяев. Так, купец второй гильдии Соломон Израилевич Шендеров сам жил в своём доходном доме (арх. Н.М. Соколов, Ворошиловский пр., 33) на втором этаже, где у него также были устроены приёмные залы. Площадь первого этажа была отдана под коммерцию, а апартаменты в боковых крыльях сдавались в аренду. Доходный дом, построенный в конце XIX века, является примером переходного стиля от эклектики к модерну. П-образное в плане здание занимает часть квартала, выходя сразу на три магистрали (ныне Ворошиловский пр., улицы Серафимовича и Темерницкая). Рустовка, лепной декор, растительный орнамент, раскреповки, шатровое завершение – всё говорит о переходном варианте между эклектикой и модерном.

ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ НЕОКЛАССИКИ

Интересно, что сразу несколько проектов в Ростове, начатых в конце XIX века, в эпоху становления модерна, предвосхитили неоклассическую стилистику архитектуры, свойственную 1910-м годам. Два здания находятся на улице Серафимовича, в том самом квартале старого Ростова, между Доном и Большой Садовой улицей, где сосредоточено большинство исторических построек.

Неоклассический особняк Пелагеи Великановой (Серафимовича, 15), дочери С.И. Великанова (владелец крупного торгового дома, продававшего посуду), построен в 1884-90 годах по проекту известных ростовских архитекторов Н.А. Дорошенко и Н.М. Соколова.

Интересно, что всё тот же Дорошенко чуть позже, в 1894 году, спроектировал 2-этажный жилой дом на Малом проспекте (ныне проспект Чехова, 41). В облике постройки преобладают классицистические реминисценции, но в целом здание выдержано в духе столичной «рядовой» застройки доходными домами эпохи эклектики.

Сдержанный фасад в духе неоклассики выполнен в главном здании «Общества взаимного кредита клуба приказчиков Ростова-на-Дону» на ул. Серафимовича, 88 (1899-1902, арх. Владимир Шкитко), где ныне располагается Театр музыкальной комедии.

Об эпохе модерна напоминают детали интерьера, например, дверные ручки в виде диковинного морского животного.

В 1912 году был построен второй корпус, выходящий на Темерницкую улицу, где разместился двусветный зрительный зал.

Читайтетакже:

«Русский Чикаго» эпохи модерна. Столичные атрибуты Ростова-на-Дону                                                                                       

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике

529
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта