Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 октября 2016 г.

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике

В ходе новой нашей прогулки по старому городу Ростова-на-Дону отправимся на поиски архитектуры эпохи модерна – знаковых построек рубежа XIX-XX вв. Ранее мы рассматривали городскую архитектуру последней четверти XIX века (эклектика) и столичные атрибуты «русского Чикаго» (здание Думы, конторские здания и банки, гостиница, театр).

МОДЕРН В РОСТОВЕ

В ростовских постройках эпохи модерна наблюдается умелое творческое заимствование приёмов, применённых в столичных постройках. Встречаются даже международные цитаты. Так, в торговом доме Яблоковых (Большая Садовая, 64), первом ростовском здании в стиле модерн, на втором этаже располагается типичное круглое окно эпохи ар-нуво, вариации которого часто встречаются в Брюсселе. Помещения дома, построенного в 1898 году по проекту архитектора Е.М. Гулина в духеинтернационального модерна, сдавались в аренду различным организациям. В 1906 году здесь был открыт первый кинотеатр в Ростове.

Плодовитый архитектор Ростово-Нахичеванского градоначальства Евгений Михайлович Гулин был восприимчив к современным веяниям в архитектуре. Так, рационалистическое направление модерна в Ростове представлено в другой его постройке – торговом доме Г.Г. Пустовойтова (универмаг «Проводник»; ныне ЦУМ, 1910), где пространство нового типа торговых помещений – универмага – формируется за счёт новаторской каркасной конструкции, которая создаёт «промышленно-торговый стиль». Это позволяет многим исследователям проводить параллели с торговым домом Кузнецовых в Москве и домом компании «Зингер» в Петербурге.

Другим примером рационалистического направления модерна с элементами эклектики является здание управления Владикавказской железной дороги (ныне Северо-Кавказской), которое стало первой постройкой будущей Театральной площади. Массивный проект с тремя внутренними дворами был осуществлён архитектором Н. Вальтером и инженером А.П. Бутковым (чертежи, проведение работ) в 1910-13 годах.

Здание оказалось не самым удачным с точки зрения вместительности и вентиляции. Как писала газета «Утро Юга» осенью 1913 года, «из-за невероятной сырости… телефонные провода часто не работают». Кроме того, четыре этажа конторских помещений оказались тесными для возросшего штата сотрудников (частная Владикавказская железная дорога была одной из самых прибыльных в России), тогда как начальник «железки» размещался в просторном кабинете, о чём свидетельствуют огромные окна высотой в два этажа над главным входом.

Ещё один объект, который не затерялся бы в одной из двух российских столиц, – доходный дом М.В. Ширмана (1911; арх. Арутюн Закиев; Ворошиловский пр., 20). Здание представляет собой классицизированный вариант модерна.

Дом ростовского градоначальника генерал-майора Ивана Зворыкина (1914, арх. Василий Попов; Пушкинская улица, 89/57), занимающий угловую часть квартала, является примером модерна с элементами готики.

Ещё одна поздняя по времени версия модерна встречает в Ростове на Пушкинской улице, д. 106. Дом Ивана и Анны Бострикиных, построенный в 1914 году по проекту гражданского инженера Семена Васильевича Попилина, представляет собой версию модерна с элементами неоклассики. 

Трёхэтажное здание компактно размещено по красной линии улицы в окружении зелени и по соседству с другим владением Ивана и Анны Бострикиных – доходным домом (Пушкинская, 108) эклектичного вида с нотками модерна (округлое окно – «лепесток» на втором этаже, разорванный карниз, эркер).

ВОЗВРАТ К КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

В конце 1900-х – первой половине 1910-х годов в российской архитектуре наметилась тенденция программного возвращения к неоклассицизму. В Ростове она нашла отражение не только в уже упомянутом ранее здании Госбанка, построенном петербургским архитектором М.М. Перетятковичем, но и в ряде других зданий по проектам ростовских архитекторов.

Так, доходный дом братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых (пр. Буденновский, 3/3; арх. Л.Ф. Эберг, 1913) – пример неоклассики с элементами модерна. Здание является практически прямой цитатой петербургского торгового дома Мертенса на Невском проспекте (1911, арх. М.С. Лялевич).

Доходный дом братьев М.М. и Ф.М. Дутиковых в Ростове-на-Дону

Дом Мертенса в Санкт-Петербурге

Другой проект Леонида Эберга (1882-1954) представляет собой массивный неоренессансный палаццо. Доходный дом В.К. Чирикова (1913, Буденновский пр., 46) нагружен эркерами, аттиковым завершением и двумя колоннами, покоящимися на мощных кронштейнах высотой с целое окно. Заказчик проекта, крупный фабрикант и местный влиятельный управленец Чириков, потребовал установить две колонны со словами: «А деньги кто тебе платит — Ренессанс или я?..» Эберг вынужден был согласиться. Проект всё равно получился запоминающимся. Столь мощное здание не затерялось бы где-нибудь на Петроградской стороне Санкт-Петербурга в дореволюционные времена. Кстати, здесь была организована первая «активная» крыша: «зелёной» её сложно назвать, поскольку трава или деревья не росли, зато смотровая площадка – терраса для прогулок под открытым небом – компактно укрыта за аркадой на массивном аттике.

Ещё одна терраса на крыше функционировала в неоклассическом доходном доме (Большая Садовая, 33/43), где располагался Варшавский университет. Здание построено в 1912-1914 годах (автор И.Е. Черкесиан). Балюстрада и терраса были «застроены» в ходе воссоздания объекта после ВОВ в 1949 году, а дорический портик с плоской крышей остался лишь на исторических открытках. Сейчас здесь располагается Донской государственный педагогический институт.

Доходный дом А.Н. Фрумсона (ул. Серафимовича, 62) был построен в 1913 году по проекту архитектора П.Я. Любимова в стиле неоклассицизма. В настоящее время здание является памятником архитектуры и находится под охраной государства, сейчас здесь размещается филиал московского технического университета.

В стиле неоклассицизма в 1912 году выстроен роскошный особняк Парамонова (Пушкинская улица, 148). Заказ представителя знатной купеческой фамилии икрупного книгоиздателя выполнил удивительно разносторонний и образованный ростовский архитектор Леонид Эберг, упомянутый нами ранее (дом Дутиковых – неоклассика + модерн; дом Чирикова – неоренессанс). В данном проекте зодчий обратился к наследию Древней Греции.

Ещё один пример неоклассики в Ростове – дом купца Кистова (Большая Садовая, 105), построенный городским архитектором Ростова Григорием Васильевым в 1914 году.

Обращение к неоклассическим элементам наблюдалось в творчестве Васильева и ранее, к примеру, в одной из первых его построек – доходном доме Масалитиной (1890, Большая Садовая, 113).

Читайте также:

«Русский Чикаго» эпохи модерна. Столичные атрибуты Ростова-на-Дону
Архитектура эклектики в «русском Чикаго». Городские особняки 1880-1890-х годов


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта