Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 апреля 2017 г.

Архитектор Этторе Соттсасс

Имя легендарного Этторе Соттсасса таит в себе массу ассоциаций. Вот пишущие машинки Olivetti – в том числе легендарная красная Valentine, выпущенная в 1969. Вот логотип журнала Domus, для которого он писал. Вот уже седеющий человек с моржовыми усами валяется на весёлом полосатом ринге вместе со своей группой Memphis – той самой, откуда вышли такие легендарные и такие разные Ханс Холяйн, Широ Куромата и Майкл Грейвз. Вот смешная мебель, похожая на детский деревянный конструктор, окрашенный в спектральные цвета.

Легендарная пишущая машинка Valentine, выпущенная компанией Olivetti в 1969 году

Коллектив группы Memphis, 1981

Книжная полка Carlton, Этторе Соттсасс, 1981

Книжная полка Casablanca, Этторе Соттсасс, 1981

Комната, обставленная мебелью группы Memphis

Обложки журналов Domus, 1980-е

Этот человек – большой теоретик проектной культуры, который за свою долгую жизнь попробовал себя в роли дизайнера, художника, скульптора, сценографа и публициста. За всем этим несколько теряется его архитектурная деятельность – а ведь именно профессию архитектора он получил в Туринском техническом университете, который окончил в 1939 году.  Вероятно, архитектурные проекты Соттсасса не столь известны просто потому, что его работы в качестве промышленного дизайнера значительно мощнее. В то же время, странно было бы отрицать их существование, ведь постмодернизм, оставивший такой глубокий отпечаток в культуре 80-х и 90-х, особенно заметен в архитектурных работах Соттсасса.

 «Дом Вольфа» – частный особняк в Колорадо, Этторе Соттсасс, 1989

Говоря по совести, это скорее объекты дизайна, только в ином, архитектурном масштабе: Соттсасс принципиально не проектировал крупных объектов, которые могли бы стать символами власти, он работал с частными заказчиками и их домами. Этот осознанный выбор позволил ему проектировать самоцентричные здания – этим игрушечным домикам, построенным в натуральную величину, не нужно взаимодействовать с городским контекстом или вести диалог с ландшафтом. Игровая пирамидка может существовать в любом доме и обозначать, что в нём есть ребенок, служить простой и понятной иконкой – так же и эти здания из простых объёмов говорят на всю округу: «Это дом. В нём живёт человек. И его архитектор был весельчак».    

Дом на гавайском острове Мауи, построенный для дизайнеров-ювелиров Эдриана Олабуенаги и Лесли Бейли (AcmeStudio).  Этторе Соттсасс, 1991

Патриарх итальянского дизайна всю свою профессиональную жизнь посвятил борьбе с функционализмом. Это невозможно назвать слепым или упрямым отрицанием – просто человек, родившийся в 1917 году, вырос в логике функциональности, и став взрослым архитектором, очень твёрдо настаивал на том, что рациональность – не единственное, что нужно человеку. Именно отсюда происходит любовь к простым цветам и формам – это и разговор о понятности для человека, и переосмысление функционализма (ведь и он оперирует простыми формами), и попытка сделать мир вокруг менее серьёзным. В связи с именем Соттсасса часто звучит ещё один тезис – «игровой подход». Действительно, всё, что делал Соттсасс, пропитано духом игры – от пишущей машинки до здания.

Дом CasaCei, построенный в итальянской коммуне Эмполи. Этторе Соттсасс, 1991

Этот способ проектирования  – как будто несколько наивный, на самом деле таит в себе проектную интеллектуальность: автор очень деликатен к окружающему миру, ведь свои размышления он переводит на очень простой язык, и не стремиться выглядеть умнее, чем есть на самом деле.  

Представить целый квартал, состоящий из домов Соттсасса, было бы странно и даже страшновато. Но в том и прелесть этих объектов – они могут существовать лишь поодиночке, как милые акценты в сероватой повседневности.   

Телефон Enorme, Этторе Соттсасс, 1987

Superbox – серия контейнеров, разработанных Этторе Соттсассом в 60-е: в них воплотились его первые эксперименты с пластиком и одновременно – с оп-артом

Коллекция керамики, разработкой которой Соттсасс впервые занялся в 60-е

Во всех проектах Соттсасса есть одна важная и милая черта – он стремился использовать традиционные материалы, то есть материалы, к которым человек привык – камень, дерево, кирпич, керамику. Это не значит, что дизайнер отрицал металл или стекло, но он всегда подчёркивал, что «современный» и «стеклянный» – совсем не синонимы. 

Соттсасс прожил долгую жизнь – родился в 1917, умер в возрасте девяноста лет в 2007 году. Успел пройти югославский концлагерь и поучаствовать в послевоенном перевороте итальянского дизайна. Этот человек, всю жизнь говоривший о чувственности и радости, был тем, кого называют «мастером ренессансного типа» – он умел проектировать совсем разные вещи, усматривая в этом не работу с конкретным масштабом, а работу с устройством мира в целом. В свои поздние годы Соттсасс часто говорил, что проектировал не вещи, а скорее идеи, и что он частенько задумывал одно, а получалось совсем другое.


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта