Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 августа 2015 г.

Английский архитектурный ар-деко

Английский архитектурный ар-деко
 

Наиболее удачные интерьеры отелей и клубов Лондона, созданные в эпоху джаза.


Стиль ар-деко в Великобритании имел особые формы, отличные от тех, которые встречались, к примеру, в США. Английские постройки больше тяготели к классическим традициям, нежели к модернистским. Английский архитектурный ар-деко, по сути, представлял из себя упрощенную форму неоклассицизма с некоторые красивыми деталями или мотивами из ар-деко (ступенчатость фасада, трансформированные капители, современная скульптура и рельефы); при этом интерьеры были куда пышнее и богаче, нежели фасад (еще одно отличие английского ар-деко от американского, где яркость и броскость были как снаружи, так и внутри).
В 1920-30-е годы богатые интерьеры ар-деко создавались в зданиях, где гламурность и роскошь были необходимы в первую очередь для рекламы, – в ведущих отелях Лондона Claridge’s, Savoy, Park Lane, новом Dorchester, Strand Palace. Стиль ар-деко, которому были свойственны, в числе прочего, роскошь, шик и дорогие отделочные материалы, требовал немалых капиталовложений и выполнял те репрезентативные задачи, которые ставили владельцы отелей.

Отель на Стрэнде
Богатый интерьер в стиле ар-деко был выполнен в лондонском отеле Strand Palace . Здание было построено в 1907-09 гг. на Стрэнде, но первым среди пятизвездочных гостиниц Лондона претерпело изменения в 1920-х гг. Внешне это проявилось не очень ярко: на фасад были добавлены скульптуры и рельефы орлов и мифических животных, выдержанных в стилистике, тяготеющей своей простотой и геометризмом к ар-деко. Как и в большинстве случаев того времени, наилучшие экземпляры ар-деко были не на фасадах, а в интерьерах.




Как отмечала пресса тех лет, убранство отеля было одним из лучших для своего времени, во многом благодаря ультрасовременному фойе от архитектора Оливера Бернарда. В частности, он придумал вращающуюся дверь, которая была высотой 2 метра и весом 108 килограммов. Над ней были установлены зеркала, похожие на клинья сыра. Архитектор придумал уникальное освещение помещения, а стеклянные колонны и элементы интерьера, выполненные из полупрозрачного литого стекла, хромированной стали и зеркального стекла, сделал светящимися изнутри.
Сейчас интерьер холла отеля Strand Palace хранится в запасниках Музея Виктории и Альберта.



Клуб Lansdowne
Еще один пример интерьера в стиле ар-деко можно найти в Lansdowne House на Беркли-стрит в Лондоне, где проходят заседания одноименного клуба. Перестройку внутренних помещений в 1930-35 гг. осуществил малоизвестный в свое время архитектор Чарльз Фокс, ученик Луи де Суассона. Старинное здание XVIII века, построенное Робертом Адамом, было кардинально переделано из-за прокладывания новой улочки – Фитцморис-плэйс: половину дома снесли, половину – построили заново. Уникальное сооружение.



Куда интереснее скромного фасада интерьеры, спроектированные Чарльзом Фоксом в сотрудничестве с сэром Чарльзом Элломом, чья фирма «Эллом, Уайт», создававшая в то время роскошные интерьеры трансатлантических лайнеров, выступила подрядчиком при перестройке здания. В стиле ар-деко, тяготеющем к стримлайн-модерну своей рациональностью и обтекаемостью некоторых линий и деталей, построены общественные комнаты, бассейн, корты для игры в сквош, кафе и бар.




Интерьеры клуба Lansdowne, полностью выполненные в стиле ар-деко, крайне необычны и современны для лондонских клубов, которые обычно выдержаны в георгианском, викторианском или эдвардианском стиле. При этом танцевальный зал на первом этаже, построенный Робертом Адамом в XVIII веке, сохранен в первозданном георгианском стиле и смотрится так же торжественно и сильно, как и современные интерьеры верхних этажей.

Claridge’s и другие отели
Заслуживают упоминания интерьеры отеля Claridge’s на Брук-стрит в Лондоне. Танцевальный зал, построенный в 1931 г. по проекту Освальда Милна, является кирпичной «упрощенной неоклассикой» со ступенчатым фасадом. Интерьеры основного здания, в которых явно читаются цитаты из классицизма и стилистика ар-деко (особенно в главном фойе и на входе), выполнены Бэзилом Ионидесом в 1920-х гг. За счет использования классических мотивов в основных общественных местах отеля здесь получился не столь ультрасовременный, как в других лондонских отелях, вариант ар-деко. При этом интерьеры некоторых номеров полностью выполнены в стиле ар-деко.





Также представляет интерес отель Dorchester на Парк-Лейн архитекторов Кертиса Грина и Оуэна Уильямса (1930 г.). Фасад – схематизированная неоклассика, интерьеры – ар-деко. К счастью, во время послевоенной реконструкции интерьеры и мебель были сохранены в первоначальном виде. Ряд помещений полноценно выдержан в стиле ар-деко, другая их часть – в «утрированном» неоклассическом варианте с приемами ар-деко, что выглядит пестро и богато.







Перестроенный Savoy на Стрэнде заявляет о своей роскоши уже на въезде – во внутреннем дворе. Новую вывеску отеля и ар-деко-интерьеры выполнили Б. Ионидес, Ф. Тагвелл, Дж. Истон и Х. Робертсон в 1927-1930 гг. Именно в это время скульптура Петра Савойского с лебедкой (эскиз 1904 г.) появилась на хромированной крыше над входом.






Кроме того, роскошные ар-деко-интерьеры были созданы в 1920-х гг. в пятизвездочном отеле Park Lane на Пикадилли, построенном для бизнесмена сэра Брэйсвелла Смита. Это красивое здание с мансардной крышей и неоклассическим фасадом из портлендского камня. Park Lane Hotel, спроектированный в 1927-1931 гг. Генри Тэннером, включен в список английских памятников 2-й степени. Американский вариант стиля ар-деко проявился в интерьерах данного отеля в полной красе.





Отличительными чертами ар-деко в интерьерах отелей, как и в прикладном искусстве, являлись строгая закономерность геометрических форм, этнические геометрические узоры, богатство цветов и орнаментов, современные материалы «века машин» (пластик, хром, алюминий, нержавеющая сталь), дорогие материалы отделки (слоновая кость, кожа крокодила, акулы и зебры, редкие породы дерева, серебро) и методики оформления (эмаль, инкрустация по дереву).

Специально для BERLOGOS. 

Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта