Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 апреля 2017 г.

Актуальные и эпатажные ковры Фаига Ахмеда в дизайне интерьера XXI века

Может ли традиционный настенный ковёр быть супермодным, провокационным и чертовски стильным? Может ли он снова стать главным акцентом помещения и приковывать к себе изумлённые взгляды? Да, если этот ковёр создал бакинский художник Фаиг Ахмед (Faig Ahmed). Его произведения «стекают» со стен, показывают свою изнанку или даже внушительные дыры, они ломают плоскость и вырываются из неё. Работы Фаига называют «3D-ткачеством», «психоделическими коврами», «оптической иллюзией» и «смешанной техникой». Их не стыдно демонстрировать гостям, фотографироваться на их фоне и даже рассматривать в музеях.

Фаиг Ахмед

Художник уверен, что ковроткачество будет жить ещё очень долго, т.к. «это реакция на глобальное обезличивание». И впрямь, вы не заметили, что современные квартиры напоминают старую шутку из «Иронии судьбы»? Модный скандинавский минимализм в чёрно-бежевых тонах сделал одинаковым внутреннее убранство помещений, большинство квартир 10-х годов XXI века после ремонта слишком похожи друг на друга. С помощью необычного акцента в виде оригинального ковра можно преобразить интерьер, придать ему индивидуальности и шарма, сделать уютным и домашним – даже если это офис или ресторан.

Интересно, что многие ковры Фаига Ахмеда способны рассказать историю, ведь в качестве «исходного материала» он часто использует древние образцы. Их он режет, перекраивает, доделывает – можно сказать, омолаживает и адаптирует к культуре XXI века. Самым старым ковром, попавшим под ножницы мастера, стал 150-летний экземпляр, найденный у одной азербайджанской женщины и хранивший интересную семейную тайну. Из него Фаиг сделал произведение под названием Recycled, символизирующеепереработку. Отметим, что художник долго не решался собственноручно резать этот ковёр и в итоге поручил это своим помощникам.

Но некоторые ковры дизайнер создаёт «с нуля». Сначала он уединяется в мастерской или каком-то заброшенном здании и генерирует идеи, затем делает десятки эскизов на компьютере и переводит их на инженерную бумагу, после этого отдаёт финальный вариант ткачам, которые изготавливают ковры по той же технологии, что и 300 лет назад. В качестве материалов используются шерсть и натуральные красители. Фаиг считает, что цифровой век не так уж и далёк от мира наших предков, ведь на компьютере можно воссоздать любой традиционный узор, а на ковре – пиксели. У мастера есть несколько работ, на которых обычный рисунок плавно переходит в пиксельный, будто обнажая историю своего цифрового создания.

Интересно, что симметричность в рисунке ковров неслучайна. Издавна ковры использовали как обереги и порталы, а по принципу создания они напоминают буддистские мандалы. Рисунок традиционных ковров строится на равностороннем кресте, который часто использовали шаманы. Этот феномен и привлёк Фаига Ахмеда, интересующегося мистикой, к изучению шерстяных прямоугольников. Он считает, что ковры хранят древние знания, а ещё, по его мнению, их можно воспринимать как «код общества». Дело в том, что любые религиозные или политические изменения издавна накладывали свой отпечаток на ковроткачество. Даже сейчас можно сказать, что ковры работы Фаига идеально вписываются в современный мир своей эпатажностью и новизной.

Разрушать границы – главное для мастера. Также для него важно не навешивать бирки и ярлыки, поэтому он даже не хочет никак называть своё творчество, для Фаига это, в первую очередь, исследование. И с помощью этого исследования он стремится найти новые горизонты.

В восточных странах ковёр привычен, как окно в доме. Но в доме Фаига Ахмеда нет ни одного ковра: аскетизм помогает ему быть объективным и реально смотреть на творчество. А вот в родительском доме ковры, конечно же, были всегда. Они по традиции передавались из поколения в поколение. Мастеру повезло родиться и жить в Азербайджане, стране ковроткачества, потому что теперь он может ставить любые эксперименты с этим полотном из-за его доступности. Правда, делом всей своей жизни ковры Ахмед не считает, как только он разрушит все законы искусства в этой области, он будет двигаться дальше.

А пока современного художника активно приглашают на выставки по всему миру. Для некоторых он специально создаёт серии работ, как, например, для Римского музея современного искусства (MACRO). Но в массы нести своё творчество Фаиг не готов. Он считает, что это противоречит самой идее искусства. Недавно у него произошёл конфликт со всемирно известной маркой одежды Topshop, которая напечатала на своих футболках принты, очень похожие на одну из работ азербайджанского дизайнера. Судиться с компанией он не стал и заявил, что его уже неоднократно приглашали к сотрудничеству крупные корпорации, производители одежды и мебели, но это противоречит его принципам.

Принт на футболке Topshop

Уникальные ковры пока можно увидеть только в музеях. Мастер переживает, что «ковёр, увы, утратил свой былой статус созидателя уюта и более не несёт функцию чего-то красивого в доме, и поэтому, скорее всего, мои работы будут восприниматься не как ковёр, а объект искусства, которому нужна выделенная стена».Но с Фаигом Ахмедом наверняка можно договориться: при желании вполне реально заполучить себе стильный и суперсовременный ковёр на стену.


Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта