Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 апреля 2017 г.

Актуальные и эпатажные ковры Фаига Ахмеда в дизайне интерьера XXI века

Может ли традиционный настенный ковёр быть супермодным, провокационным и чертовски стильным? Может ли он снова стать главным акцентом помещения и приковывать к себе изумлённые взгляды? Да, если этот ковёр создал бакинский художник Фаиг Ахмед (Faig Ahmed). Его произведения «стекают» со стен, показывают свою изнанку или даже внушительные дыры, они ломают плоскость и вырываются из неё. Работы Фаига называют «3D-ткачеством», «психоделическими коврами», «оптической иллюзией» и «смешанной техникой». Их не стыдно демонстрировать гостям, фотографироваться на их фоне и даже рассматривать в музеях.

Фаиг Ахмед

Художник уверен, что ковроткачество будет жить ещё очень долго, т.к. «это реакция на глобальное обезличивание». И впрямь, вы не заметили, что современные квартиры напоминают старую шутку из «Иронии судьбы»? Модный скандинавский минимализм в чёрно-бежевых тонах сделал одинаковым внутреннее убранство помещений, большинство квартир 10-х годов XXI века после ремонта слишком похожи друг на друга. С помощью необычного акцента в виде оригинального ковра можно преобразить интерьер, придать ему индивидуальности и шарма, сделать уютным и домашним – даже если это офис или ресторан.

Интересно, что многие ковры Фаига Ахмеда способны рассказать историю, ведь в качестве «исходного материала» он часто использует древние образцы. Их он режет, перекраивает, доделывает – можно сказать, омолаживает и адаптирует к культуре XXI века. Самым старым ковром, попавшим под ножницы мастера, стал 150-летний экземпляр, найденный у одной азербайджанской женщины и хранивший интересную семейную тайну. Из него Фаиг сделал произведение под названием Recycled, символизирующеепереработку. Отметим, что художник долго не решался собственноручно резать этот ковёр и в итоге поручил это своим помощникам.

Но некоторые ковры дизайнер создаёт «с нуля». Сначала он уединяется в мастерской или каком-то заброшенном здании и генерирует идеи, затем делает десятки эскизов на компьютере и переводит их на инженерную бумагу, после этого отдаёт финальный вариант ткачам, которые изготавливают ковры по той же технологии, что и 300 лет назад. В качестве материалов используются шерсть и натуральные красители. Фаиг считает, что цифровой век не так уж и далёк от мира наших предков, ведь на компьютере можно воссоздать любой традиционный узор, а на ковре – пиксели. У мастера есть несколько работ, на которых обычный рисунок плавно переходит в пиксельный, будто обнажая историю своего цифрового создания.

Интересно, что симметричность в рисунке ковров неслучайна. Издавна ковры использовали как обереги и порталы, а по принципу создания они напоминают буддистские мандалы. Рисунок традиционных ковров строится на равностороннем кресте, который часто использовали шаманы. Этот феномен и привлёк Фаига Ахмеда, интересующегося мистикой, к изучению шерстяных прямоугольников. Он считает, что ковры хранят древние знания, а ещё, по его мнению, их можно воспринимать как «код общества». Дело в том, что любые религиозные или политические изменения издавна накладывали свой отпечаток на ковроткачество. Даже сейчас можно сказать, что ковры работы Фаига идеально вписываются в современный мир своей эпатажностью и новизной.

Разрушать границы – главное для мастера. Также для него важно не навешивать бирки и ярлыки, поэтому он даже не хочет никак называть своё творчество, для Фаига это, в первую очередь, исследование. И с помощью этого исследования он стремится найти новые горизонты.

В восточных странах ковёр привычен, как окно в доме. Но в доме Фаига Ахмеда нет ни одного ковра: аскетизм помогает ему быть объективным и реально смотреть на творчество. А вот в родительском доме ковры, конечно же, были всегда. Они по традиции передавались из поколения в поколение. Мастеру повезло родиться и жить в Азербайджане, стране ковроткачества, потому что теперь он может ставить любые эксперименты с этим полотном из-за его доступности. Правда, делом всей своей жизни ковры Ахмед не считает, как только он разрушит все законы искусства в этой области, он будет двигаться дальше.

А пока современного художника активно приглашают на выставки по всему миру. Для некоторых он специально создаёт серии работ, как, например, для Римского музея современного искусства (MACRO). Но в массы нести своё творчество Фаиг не готов. Он считает, что это противоречит самой идее искусства. Недавно у него произошёл конфликт со всемирно известной маркой одежды Topshop, которая напечатала на своих футболках принты, очень похожие на одну из работ азербайджанского дизайнера. Судиться с компанией он не стал и заявил, что его уже неоднократно приглашали к сотрудничеству крупные корпорации, производители одежды и мебели, но это противоречит его принципам.

Принт на футболке Topshop

Уникальные ковры пока можно увидеть только в музеях. Мастер переживает, что «ковёр, увы, утратил свой былой статус созидателя уюта и более не несёт функцию чего-то красивого в доме, и поэтому, скорее всего, мои работы будут восприниматься не как ковёр, а объект искусства, которому нужна выделенная стена».Но с Фаигом Ахмедом наверняка можно договориться: при желании вполне реально заполучить себе стильный и суперсовременный ковёр на стену.


Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта