Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 декабря 2014 г.

7 малоизвестных фактов о новогоднем дизайне в России

7 малоизвестных фактов о новогоднем дизайне в России
 

Когда появилась первая электрогирлянда, что такое «скелетцы» для детишек и чем знаменита Снегурочка.


Так уж повелось, что каждый год новой эры «от Рождества Христова» отсчитывается не от дня Рождества, а на восемь дней раньше. В нашей неспокойной истории наличие этих двух рядом стоящих праздников периодически порождало путаницу: что празднуем первым?.. Как бы там ни было, с течением времени сформировалась общая декоративная атрибутика, которую можно назвать универсальной: и новогодней, и рождественской. О ней мы и поговорим.


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой

Первоначально никто не ставил елку в интерьере и ничем ее не украшал. Новогодние деревца были частью городской среды, а не внутреннего убранства дома: их устанавливали во дворах, перед воротами, возле общественных заведений и на улицах. Специальных украшений не предусматривалось. Композиции из ветвей ели, сосны и можжевельника, сочно зеленеющие на фасадах посреди зимы, были ярким символом жизни и создавали праздничную атмосферу сами по себе. Такой подход актуален и по сей день: он называется экостилем. Минимум вторжения в естественную красоту – это высший пилотаж для настоящего профессионала, которому по силам не только оригинально расставить или повесить готовые элементы, но и вырастить лесной декор самому.





В Западных странах не существует женского персонажа, связанного с Новым годом или Рождеством. Образ Снегурочки – девочки (девушки) из снега, внучки и помощницы Деда Мороза – уникален. Елочные игрушки, изображающие Снегурочку, существовали еще до революции, но по-настоящему в мир дизайна она вошла после 1935 года, когда после запрета вновь было разрешено наряжать елки и отмечать Новый год с размахом. Появились плакаты, открытки, фигурки из различных материалов. Их ставили рядом с Дедом Морозом под елкой или в качестве самостоятельной композиции. В наши дни «снегурочковая» тема активно развивается: в декоративном ассортименте встречаются и роскошные интерьерные куклы авторской работы, и стеклянные игрушки, которые вешают на специальную на подставку, и вязаные Снегурки для украшения елки в деревенском стиле, и харизматичные куклы Тильды.


Елочное украшение, M.A. Mostowski


Интерьерная кукла, автор Лариса Исаева


Украшение, автор Наталья Майкова


Интерьерная кукла в стиле Тильда, автор Маргарита Сохрякова


Интерьерный стикер, Decoretto

Первые электрические гирлянды появились в конце XIX века, причем в богатых домах они были отнюдь не редкостью. Новшество активно входило в моду, а «лепить» на ветки восковые свечи «в порядочных семействах» считалось уже несовременным. Впрочем, широкое распространение электрогирлянды получили лишь в советское время, в 1960-е годы. Лампочки заключались в декоративные колпачки, которые имели самые разные формы: от снежинок и колокольчиков до самолетов и планет Солнечной системы. Очень распространены были знакомые многим из нас фонарики – шестигранные лампочки из толстого цветного стекла на пластмассовом патроне.


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой

С приходом в мир дизайна светодиодов стали делать электрические гирлянды с большим количеством миниатюрных лампочек без дополнительного обрамления. Интересно, что, по сравнению с европейскими предпочтениями, у нас традиционно любят вешать на домашнюю елку именно разноцветные огоньки, а не одноцветные белые.




Искусственные елки вначале были металлическими и начали производиться еще в царской России. Известно, что при Николае I, в период правления которого была устроена первая рождественская елка в Аничковом дворце, один столичный франт заказал себе домой трехметровую искусственную ель, которую нарядили дорогой материей, лентами и настоящими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами. В конце XIX века небольшие елки из металла стали популярным украшением витрин магазинов. Постепенно облик лесного дерева становился все более реалистичным, новые материалы позволяли добиться полной имитации хвои, шишек и снега. Хотя, как ни странно, елки неестественных цветов – белые, розовые и даже черные – до сих пор пользуются спросом. Да и блестящие серебристые, «под металл», тоже все еще не устарели.


Чернышев Алексей Филиппович (1824-1863). Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой




Во второй половине 1930-х годов издавался специальный журнал «Советская игрушка» («Игрушка»), посвященный дизайну игрушек, в том числе и елочных. В нем давались рекомендации по тематическим направлениям, образному ряду новогоднего декора, были представлены обзоры новинок, обсуждалось применение нестандартных материалов и технологий для изготовления новых видов праздничных украшений. Все это было очень похоже на современную тематику журналов по декору, с той лишь разницей, что в 30-е годы речь шла не о шарах с кристаллами Swarovski, а о миниатюрных красноармейцах, спортсменах, троллейбусах и дирижаблях.


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой


Фото: savok.name/forum

«Скелетцы» или «скелетики» – так ласково назывались простые деревянные куклы без одежды – заготовки, которым мамы вместе с детьми в преддверии зимних праздников шили костюмы. Потом наряженных скелетцев вешали на елку или дарили на Рождество в качестве сувениров. Правда, к тому времени они уже переставали быть голыми безликими человечками, а становились чудесными ангелами и солдатиками, царями и царицами, танцовщицами и поварами, итальянцами и турками в национальной одежде. Софья Андреевна Толстая, супруга Льва Николаевича, написала целый рассказ под названием «Куколки-скелетцы», в котором подробно описала этот обычай изготовления елочных игрушек своими руками. Идея декоративных «полуфабрикатов», а позднее – готовых наборов для творчества была популярна во все времена, что неудивительно: с их помощью даже непрофессионал может легко создавать уникальные вещи ручной работы.


Иллюстрация к рассказу С.А. Толстой «Куколки-скелетцы» из книги 1910 года издания. Художник А. Моравов



Кстати говоря, было время, когда дети не участвовали в подготовке к Рождеству и не мастерили вместе со старшими никакого декора, потому что их не допускали до этого. Изготовление и закупка игрушек, установка елки и ее украшение – все происходило в строгом секрете от младших членов семьи. Считалось, что нарядное дерево только тогда сможет поразить воображение малышей, если будет сюрпризом и предстанет перед ними в полном блеске. А поразить оно должно было непременно, потому что вся идея домашнего рождественского праздника вертелась именно вокруг детей и их подарков, самым главным и самым волшебным из которых была наряженная елка. Впрочем, наверное, все-таки хорошо, что те времена миновали – куда приятнее готовиться к празднику всей семьей. Так что пусть дети мастерят свои самоделки, ставят вместе с папами елки и наряжают их вместе с мамами и бабушками. Ведь вся эта дружная суета – и есть самое ценное.


Анри Мослер. Рождественское утро. 1916


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта