Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 декабря 2014 г.

7 малоизвестных фактов о новогоднем дизайне в России

7 малоизвестных фактов о новогоднем дизайне в России
 

Когда появилась первая электрогирлянда, что такое «скелетцы» для детишек и чем знаменита Снегурочка.


Так уж повелось, что каждый год новой эры «от Рождества Христова» отсчитывается не от дня Рождества, а на восемь дней раньше. В нашей неспокойной истории наличие этих двух рядом стоящих праздников периодически порождало путаницу: что празднуем первым?.. Как бы там ни было, с течением времени сформировалась общая декоративная атрибутика, которую можно назвать универсальной: и новогодней, и рождественской. О ней мы и поговорим.


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой

Первоначально никто не ставил елку в интерьере и ничем ее не украшал. Новогодние деревца были частью городской среды, а не внутреннего убранства дома: их устанавливали во дворах, перед воротами, возле общественных заведений и на улицах. Специальных украшений не предусматривалось. Композиции из ветвей ели, сосны и можжевельника, сочно зеленеющие на фасадах посреди зимы, были ярким символом жизни и создавали праздничную атмосферу сами по себе. Такой подход актуален и по сей день: он называется экостилем. Минимум вторжения в естественную красоту – это высший пилотаж для настоящего профессионала, которому по силам не только оригинально расставить или повесить готовые элементы, но и вырастить лесной декор самому.





В Западных странах не существует женского персонажа, связанного с Новым годом или Рождеством. Образ Снегурочки – девочки (девушки) из снега, внучки и помощницы Деда Мороза – уникален. Елочные игрушки, изображающие Снегурочку, существовали еще до революции, но по-настоящему в мир дизайна она вошла после 1935 года, когда после запрета вновь было разрешено наряжать елки и отмечать Новый год с размахом. Появились плакаты, открытки, фигурки из различных материалов. Их ставили рядом с Дедом Морозом под елкой или в качестве самостоятельной композиции. В наши дни «снегурочковая» тема активно развивается: в декоративном ассортименте встречаются и роскошные интерьерные куклы авторской работы, и стеклянные игрушки, которые вешают на специальную на подставку, и вязаные Снегурки для украшения елки в деревенском стиле, и харизматичные куклы Тильды.


Елочное украшение, M.A. Mostowski


Интерьерная кукла, автор Лариса Исаева


Украшение, автор Наталья Майкова


Интерьерная кукла в стиле Тильда, автор Маргарита Сохрякова


Интерьерный стикер, Decoretto

Первые электрические гирлянды появились в конце XIX века, причем в богатых домах они были отнюдь не редкостью. Новшество активно входило в моду, а «лепить» на ветки восковые свечи «в порядочных семействах» считалось уже несовременным. Впрочем, широкое распространение электрогирлянды получили лишь в советское время, в 1960-е годы. Лампочки заключались в декоративные колпачки, которые имели самые разные формы: от снежинок и колокольчиков до самолетов и планет Солнечной системы. Очень распространены были знакомые многим из нас фонарики – шестигранные лампочки из толстого цветного стекла на пластмассовом патроне.


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой

С приходом в мир дизайна светодиодов стали делать электрические гирлянды с большим количеством миниатюрных лампочек без дополнительного обрамления. Интересно, что, по сравнению с европейскими предпочтениями, у нас традиционно любят вешать на домашнюю елку именно разноцветные огоньки, а не одноцветные белые.




Искусственные елки вначале были металлическими и начали производиться еще в царской России. Известно, что при Николае I, в период правления которого была устроена первая рождественская елка в Аничковом дворце, один столичный франт заказал себе домой трехметровую искусственную ель, которую нарядили дорогой материей, лентами и настоящими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами. В конце XIX века небольшие елки из металла стали популярным украшением витрин магазинов. Постепенно облик лесного дерева становился все более реалистичным, новые материалы позволяли добиться полной имитации хвои, шишек и снега. Хотя, как ни странно, елки неестественных цветов – белые, розовые и даже черные – до сих пор пользуются спросом. Да и блестящие серебристые, «под металл», тоже все еще не устарели.


Чернышев Алексей Филиппович (1824-1863). Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой




Во второй половине 1930-х годов издавался специальный журнал «Советская игрушка» («Игрушка»), посвященный дизайну игрушек, в том числе и елочных. В нем давались рекомендации по тематическим направлениям, образному ряду новогоднего декора, были представлены обзоры новинок, обсуждалось применение нестандартных материалов и технологий для изготовления новых видов праздничных украшений. Все это было очень похоже на современную тематику журналов по декору, с той лишь разницей, что в 30-е годы речь шла не о шарах с кристаллами Swarovski, а о миниатюрных красноармейцах, спортсменах, троллейбусах и дирижаблях.


Выставка «С миру по нитке...», фото Д. Филипповой


Фото: savok.name/forum

«Скелетцы» или «скелетики» – так ласково назывались простые деревянные куклы без одежды – заготовки, которым мамы вместе с детьми в преддверии зимних праздников шили костюмы. Потом наряженных скелетцев вешали на елку или дарили на Рождество в качестве сувениров. Правда, к тому времени они уже переставали быть голыми безликими человечками, а становились чудесными ангелами и солдатиками, царями и царицами, танцовщицами и поварами, итальянцами и турками в национальной одежде. Софья Андреевна Толстая, супруга Льва Николаевича, написала целый рассказ под названием «Куколки-скелетцы», в котором подробно описала этот обычай изготовления елочных игрушек своими руками. Идея декоративных «полуфабрикатов», а позднее – готовых наборов для творчества была популярна во все времена, что неудивительно: с их помощью даже непрофессионал может легко создавать уникальные вещи ручной работы.


Иллюстрация к рассказу С.А. Толстой «Куколки-скелетцы» из книги 1910 года издания. Художник А. Моравов



Кстати говоря, было время, когда дети не участвовали в подготовке к Рождеству и не мастерили вместе со старшими никакого декора, потому что их не допускали до этого. Изготовление и закупка игрушек, установка елки и ее украшение – все происходило в строгом секрете от младших членов семьи. Считалось, что нарядное дерево только тогда сможет поразить воображение малышей, если будет сюрпризом и предстанет перед ними в полном блеске. А поразить оно должно было непременно, потому что вся идея домашнего рождественского праздника вертелась именно вокруг детей и их подарков, самым главным и самым волшебным из которых была наряженная елка. Впрочем, наверное, все-таки хорошо, что те времена миновали – куда приятнее готовиться к празднику всей семьей. Так что пусть дети мастерят свои самоделки, ставят вместе с папами елки и наряжают их вместе с мамами и бабушками. Ведь вся эта дружная суета – и есть самое ценное.


Анри Мослер. Рождественское утро. 1916


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
4 октября 2018 г.
© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта