Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 декабря 2017 г.

57 Кривоарбатских шестигранников

Двое любовников Кривоарбатских – так поэт Андрей Вознесенский назвал мастерскую известного архитектора Константина Мельникова. Частный дом с уникальной планировкой был построен в центре Москвы в 1927-1929 годах, когда вокруг возводились одни коммуналки. Признанный даже советской властью, этот эксперимент стал вершиной творчества мастера. Сегодня здание считается памятником архитектуры советского авангарда, но его состояние с годами только ухудшается.

Мечта о собственном доме-мастерской появилась у Константина Мельникова ещё во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Принципиальным для мастера было сочетание жилого и рабочего пространства, потому что именно домашняя атмосфера питала его творчество.

Интерьер дома-мастерской архитектора Мельникова

В начале 1920-х Мельников уже активно делал эскизы будущего дома и находился в поиске идеальной, по собственному представлению, формы здания, как бы примерял пространство на себя и свою семью. Он рассматривал варианты квадратной в плане постройки с русской печью в центре и усечённой пирамиды со встроенными в наклонные стены антресольными помещениями. Окончательный вариант проекта одноквартирного жилого дома – сочетание двух врезанных друг в друга цилиндров – был утверждён к строительству 19 июня 1927 года.

Эскизы квадратного в плане дома-мастерской, 1920-1921 годы

Один из «круглых» вариантов проекта, 1922 год

Проект дома-мастерской. Аксонометрия, 1927—1929 годы

«В 1927 году участки для застройки раздавал от Моссовета тов. Домарев, – писал в своих воспоминаниях Константин Мельников. – Увидя макет нашего дома, он решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом. «Отдать Мельникову участок». Он не был архитектором и едва ли имел образование, он был просто рабочий».

Схематический план участка с согласующими подписями и пометками К. С. Мельникова

Для строительства был выбран прямоугольный участок в Кривоарбатском переулке площадью 18×32 м. Объёмная композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса и образующих тем самым необычную форму постройки в виде цифры 8, ориентированной по направлению север – юг.

Утверждённый проект строительства. Планы этажей и здание в разрезе

«Не в перекор и не в угоду укладу, составившему общую одинаковую жизнь для всех, – говорил Константин Мельников, – я создал в 1927 году в центре Москвы, лично для себя, дом с надписью: «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР», – настойчиво оповещающей о высоком значении каждого из нас».

Стены дома выложены особой узорчатой кладкой из красного кирпича со сдвигом вдоль стены через ряд и поперёк стены через два ряда. Предложенная Мельниковым система каркаса обеспечила равномерное распределение напряжений по всей стене и исключила необходимость в несущих столбах и перемычках, что позволило архитектору прямо во время строительства мастерской менять расположение оконных проёмов. В стенах северного цилиндра были, например, прорезаны 57 шестигранных вертикальных окон, образующих орнамент, а основную плоскость фасада здания заняло огромное окно-экран.

Пояснительная записка К. С. Мельникова с рисунком конструкции стены здания

Каркас дома в процессе строительства (у дома — К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927—1929 годы

Рисунок шестиугольного окна первого этажа северного цилиндра

Окна западной стороны малого цилиндра. Верхнее окно, единственное восьмигранное в доме

Окно-экран

Ноу-хау архитектора Мельникова стала и конструкция междуэтажных перекрытий. Деревянный тёс, поставленный на ребро, пересекается под прямым углом, образуя сетку из квадратных ячеек размером 0,5×0,5 м, которая с обеих сторон зашита настилом из дерева. Таким образом перекрытие работает как единая плита-мембрана, что позволяет не использовать колонны, стропила и балки.

Мембранная конструкция междуэтажного перекрытия, 1927—1929 годы

«Отсутствие у нас средств заменилось обилием архитектурной фантазии, – вспоминал Константин Мельников, – независимое чувство уничтожило какую-либо зависимость от осторожности; интимность темы открыла грандиозные перспективы нерешённых проблем жизни; действительно реальная экономия делала девятиметровый пролёт таким же опасным и не менее новым, каким была в своё время громада Флорентийского собора».

Процесс строительства

Мельников особенно гордился внутренней организацией пространственной структуры: планировка помещений отличается исключительной функциональной продуманностью и отражает взгляды архитектора на ведение семейного быта.

1 этаж

1 – передняя (6,3 м²). Оригинальной является внутренняя стеклянная дверь: ее створка обслуживает сразу два проема. Она может закрывать как переднюю, объединяя коридор с лестницей на второй этаж, так и вход в коридор, как бы удлиняя пространство передней.

2 – столовая (17 м²).

3 – кухня (7 м²). Отсюда хозяйка дома по специальной переговорной трубе (внутреннему телефону) могла общаться с членами семьи, находящимися в других помещениях. Перед двумя шестиугольными окнами размещён рабочий фронт – газовая плита и длинный стол с ёмкостями для продуктов и посуды. Над плитой устроен уникальный для 1920-х годов стеклянный экран-вытяжка, позволяющий удалять воздух через вентиляцию.

4 – коридор (11,7 м²). Кухня, столовая и туалетная комната выходят в коридор открытыми до потолка (высота первого этажа составляет 2,65-2,7 м) проёмами без дверей. Коридор имел выход в подвал, где находилась камера калорифера, из которой тёплый воздух по каналам расходится по всем помещениям дома. Топка калорифера соединена каналом с кухней – по нему вниз сбрасывался мусор, который можно сжечь. В подвале также были устроены кладовая и погреб для хранения продуктов.

5 и 6 – санитарный узел, состоящий из ванной и уборной (7 м²).

7 – две одинаковых по размеру детских рабочих комнаты (4,5 м²) сына и дочери архитектора.

8 – туалетная (гардеробная) комната (11 м²). Вдоль перегородок расположены встроенные шкафы: справа от дверного проёма женский, выкрашенный в белый цвет, слева – мужской жёлтого цвета. В этой комнате хранилась одежда всех членов семьи, стоял диван, туалетный столик, большое трюмо. Здесь Мельниковы переодевались перед выходом на улицу и перед сном.

9 – рабочая комната хозяйки, Анны Мельниковой (5,4 м²). Здесь находился шкаф для белья, место для глаженья, швейная машина.

2 этаж

10 – спальня (43 м²) была предназначена только для сна и была общей для всех членов семьи. В комнате не было шкафов или какой-либо иной мебели, кроме встроенных в пол трёх кроватей – двуспальной для родителей и односпальных для сына и дочери, которые зрительно изолированы друг от друга двумя радиально расположенными перегородками-ширмами, не соприкасающимися между собой и не доходящими до наружных стен.

11 – гостиная (50 м²).

3 этаж

12 – мастерская Константина Мельникова (50 м²), которая освещается 38 шестиугольными окнами, образующими сложный орнаментальный рисунок. Использованный приём освещения придавал помещению необычный облик и создавал идеальные условия для рабочего места архитектора – свет шёл со всех сторон, и рука не затеняла чертёж.

13 – терраса. Выступ малого цилиндра образует в мастерской антресоль, с которой Мельников любил рассматривать разложенные на полу эскизы и рисунки. С антресольного балкона имеется выход на террасу, ограждённую глухим парапетом.

«Мною употреблён принцип распределения жилых помещений не применительно к членам семейства персонально, – говорил Константин Мельников, – а по функциям этих жилых помещений. Так, например, спальня – одна, и это только спальня, это даёт возможность соблюдения наибольшей гигиеничности».

В 1987 году экспериментальному жилому дому Мельникова был присвоен охранный статус. Здание является объектом советского культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения.

В октябре-декабре 2012 года по поручению Москомнаследия было проведено полное обследование конструкций дома знаменитого архитектора. Специалисты оценили техническое состояние мастерской как неудовлетворительное: в стенах, перегородках и перекрытиях здания есть трещины. На примыкающем к нему участке отмечены многочисленные оседания грунта.

Сегодня здание передано в ведение Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и в нём расположена мемориальная часть экспозиции Государственного музея Константина Мельникова и его сына, художника Виктора Мельникова.

Сын архитектора Виктор Мельников

Можно почитать:

Полёт Мельникова за архитектурой

Коктейль Шиндлера

«Сияющий лоб» Фрэнка Ллойда Райта

Хижина великого человека


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта