Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 января 2018 г.

100 лет дизайна в независимой Финляндии

6 декабря 2017 года Финляндия отметила День независимости в сотый раз. К празднованию столетия независимости Посольство Финляндии в России и Институт Финляндии в Санкт-Петербурге развернули культурную программу в обеих столицах. Важной её частью стала выставка «33 революции – 100 лет финского дизайна» в московском Мультимедиа Арт Музее.

Финляндия сегодня – одна из наиболее экономически развитых и социально благополучных стран мира. В 2010 году она заняла первое место в списке «Лучшие страны мира» по версии журнала Newsweek, а с 2011 по 2014 годы американский фонд Fund for Peace оценивал Финляндию как «самую стабильную страну мира».

Экспозиция в Мультимедиа Арт Музее является косвенным подтверждением высокого качества жизни финнов. Главные ценности финского дизайна – ориентированность на человека, доступность, максимальное удобство и эргономичность. Все предметы интерьера, представленные на выставке, знаменуют новый этап или даже революцию в дизайне и так тщательно продуманы и реализованы, что до сих пор используются людьми в разных точках земного шара.

Кресла и стулья финских дизайнеров – ключевые экспонаты выставки. Кресло «Паймио», созданное Алваром Аалто в 1932 году, предназначалось для одноимённого туберкулёзного санатория. Аалто выступал и как архитектор здания санатория, и как дизайнер его интерьеров. До 1940-х годов не существовало вакцины от туберкулёза; пациентов лечили свежим воздухом и правильным естественным освещением. Аалто расположил окна в здании таким образом, чтобы внутрь проникал непрямой солнечный свет, а также разбил просторную террасу для принятия воздушных ванн. Эргономика кресла, которая достигалась за счёт использования гнутой древесины, позволяла пациенту максимально расслабиться в нём и стала одним из открытий в дизайне 1930-х годов.

В 1850-х годах известный американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен впервые в истории создал стул Tulip всего на одной ножке. Сааринен выступал против стандартных стульев на четырёх ножках и нашёл решение, которое с тех пор – неувядающая классика.  

В 1958 году Юрьё Куккапуро создал простое, обитое тканью кресло Moderno, с ножками из стальных трубок. Оно обрело на родине и за её пределами большую популярность, и в 1960-е годы СССР закупил один миллион экземпляров этих кресел. Кресло-качалка «А-509», представленное на выставке, спроектировано в 1980-е годы уже под влиянием постмодернистских тенденций.

«A-509»

Дизайнер Ээро Аарнио прославился на весь мир благодаря креслу-шару, появившемуся на свет в 1966 году. Он мечтал придумать такое кресло для своего дома, куда бы помещалась вся его семья. Аарнио сумел обойтись без привычных ножек, спинки, сидения и подлокотников и придумал такую форму кресла, благодаря которой в него хочется погрузиться всем телом, а возможно, даже и заснуть внутри.

Если вдруг вам не приходилось ранее встречать подобные кресла, то вы почти наверняка видели эти запоминающееся стаканы из стекла. В конце 1960-х годов Тапио Вирккаппа создал серию Ultina Thule, что в переводе значит «край света» и отсылает к Лапландии. Тапио Вирккаппа построил себе дом в Лапландии для уединённой жизни в окружении лаконичного северного пейзажа, и это позволило ему осознать, что главный дизайнер – это сама природа. Стаканы Ultina Thule напоминают потаивший лед с каплями воды, стекающими по стенкам. Авиакомпания Finnair оценила глубину и простоту идеи и закупила стаканы для обслуживания бизнес-класса.

Оива Тоикка известен сказочными арт-объектами из стекла. Серия «Птицы», появившаяся в 1971 году, до сих пор выпускается и хранится во многих финских домах. Эскиз является только отправной точкой для создания изделия, затем оно выдувается при участии художника, и готовое «тело» птицы сразу же дополняется хвостом и клювом из горячей стекольной массы.  

Шарфы «Полярная Византия» (2016 год) Клаус Хаапаниеми создавал под вдохновением от сказки о животных, написанной финской писательницей Розой Ликсом. Финский фольклор и мифология оживают в этих шедеврах шелкографии и переносят в фантастический мир Заполярья.

Необычный гаджет – кольцо Õura – представляет собой миниатюрный компьютер, который надевается на палец и собирает информацию об организме человека. С помощью сенсоров кольцо получает информацию о сне и дневной активности человека, частоте сердцебиения и дыхания, температуре тела и т.п., а потом передаёт её в приложение, установленное на мобильном телефоне. Дизайн керамического гаджета разработан Харри Каскиненом и Кари Кивеля.

Выставка «33 революции – 100 лет финского дизайна» убеждает в том, что финским дизайнерам удаётся совмещать актуальность и ориентацию на традицию, практичность и взаимодействие с окружающей средой, что создаёт потенциал для впечатляющих революционных открытий.

Выставка продлится до 4 февраля.

Можно почитать:

Ээро Аарнио: дизайн космической эры

Скандинавские столпы

Нордический дом


Текст: Дрошнева Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта